РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Урегулирована деятельность по получению и предоставлению займов

11 Июля 2014

Revera Consulting Group на постоянной основе отслеживает все изменения в белорусском законодательстве. Так, 30 июня 2014 года Президент Республики Беларусь подписал Указ № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (далее – Указ). Данный законодательный акт вводит требования и ограничения, которые с 1 января 2015 года будут применяться к организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению займов. При этом ряд ограничений касается также и субъектов хозяйствования, которые привлекают займы. Такие ограничения начнут действовать даже раньше – с 1 августа 2014 года.

Revera Consulting Group представляет Вашему вниманию анализ основных нововведений в сфере займов. Данная информация будет полезна не только организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению займов, но и тем, кто привлекает средства для своей деятельности от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Анализ основных изменений

Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов

Данное понятие появилось в белорусском законодательстве впервые. Под такой деятельностью понимается деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин (в настоящее время – 2,25 млрд. рублей) на одного заемщика на день заключения договора.

Указ устанавливает, что такую деятельность могут осуществлять только микрофинансовые организации (далее – МФО). В качестве МФО могут выступать только юридические лица, зарегистрированные в Беларуси, и только при условии соответствия определенным требованиям и включения в реестр МФО (далее – Реестр).

Требования к МФО

Для включения в Реестр организация должна соответствовать определенным требованиям:

1. формирование коммерческой организацией уставного фонда в размере не ниже минимального, который будет установлен Нацбанком;

2. наличие у руководителя организации высшего юридического или экономического образования либо иного высшего образования при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля (организации, которые по состоянию на 01.01.2015 будут осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов, могут быть включены в Реестр без соблюдения данного требования; в таком случае они должны обеспечить его соблюдение до истечения 3 лет со дня включения организации в Реестр);

3. соответствие руководителя организации требованиям к деловой репутации, а именно:

  • отсутствие непогашенной (неснятой) судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • отсутствие в течение последних 2 лет фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в связи с утратой доверия;
  • отсутствие установленных фактов осуществления виновных действий, повлекших банкротство юридического лица;
  • отсутствие постановления о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.

4. наличие прибыли по итогам календарного года, предшествующего году подачи заявления о включении в Реестр (если организация осуществляла деятельность в предыдущем году).

Порядок включения в Реестр

Для включения в Реестр в Нацбанк необходимо представить:

  • заявление;
  • копию устава;
  • копию документа, подтверждающего формирование уставного фонда;
  • копии документов, подтверждающих соответствие руководителя организации предъявляемым требованиям;
  • отчет о прибылях и убытках (иные документы – для применяющих упрощенную систему налогообложения без ведения бухгалтерского учета) за последний календарный год.

Из норм Указа неясно, какими документами должно подтверждаться формирование уставного фонда: ими могут быть просто платежные документы или же может понадобиться, допустим, аудиторское заключение. Кроме того, непонятно, какими документами необходимо доказывать отрицательные факты, относящиеся к требованиям к деловой репутации руководителя организации. С точки зрения юриста, отрицательные факты не подлежат доказыванию. В связи с этим, полагаем, что Нацбанк должен просто принимать заверения организации в соблюдении требований к деловой репутации руководителя. В случае же, если выяснится, что такая информация была недостоверной, должен следовать отказ во включении в Реестр, а если это выяснится после включения в Реестр – исключение из него.

Рассмотрение документов осуществляется Нацбанком в течение 15 рабочих дней. Включение в Реестр подтверждается свидетельством.

Виды МФО

На статус МФО могут претендовать не все юридические лица. В таблице ниже приведены виды организационно-правовых форм юридических лиц, которые могут осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов, а также особенности займов, которые могут быть предоставлены ими.

Организационно-правовая форма

Участники/члены организации

Особенности предоставления микрозаймов

Коммерческие организации

  • ОАО
  • ЗАО
  • ООО
  • ОДО
  • УП

без ограничений

1. заимодавец должен являться ломбардом

2. микрозаймы предоставляются только физическим лицам

3. микрозаймы предоставляются под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования

Некоммерческие организации

  • Фонды (в рамках целей, определенных уставом)

без ограничений

1. микрозаймы предоставляются физическим лицам на цели:

- осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

- для ведения личного подсобного хозяйства;

- осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является заемщик;

2. микрозаймы предоставляются субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на цели:

- осуществления предпринимательской деятельности

Потребительские кооперативы (ПК):

- ПК финансовой взаимопомощи

физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ведение личного подсобного хозяйства, а также физические лица, являющиеся собственниками имущества, учредителями (участниками) коммерческих организаций

микрозаймы предоставляются только членам ПК и на цели:

- осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

- для ведения личного подсобного хозяйства;

- осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является член ПК

- общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства

субъекты малого и (или) среднего предпринимательства

микрозаймы предоставляются только членам ПК и на цели:

- осуществления предпринимательской деятельности

- ПК второго уровня

- ПК финансовой взаимопомощи;

- общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- фонды

микрозаймы предоставляются членам ПК

Как видим, со вступлением в силу Указа физические лица утратят возможность получать займы на личные нужды (не связанные с предпринимательской и иной подобной деятельностью) иным образом, чем через ломбарды. С учетом ужесточения требований к кредитам физические лица будут практически лишены возможности привлекать денежные средства. Открытыми без излишних формальностей для них останутся займы от нанимателей и от иных физических лиц, не выступающих при предоставлении займов в качестве индивидуальных предпринимателей.

Обязанности МФО

Помимо соблюдения требований, предусмотренных для включения в Реестр, в процессе своей деятельности МФО должны:

  1. Утвердить и соблюдать правила предоставления микрозаймов (требования к таким правилам будут утверждены Нацбанком). Правила должны быть доступны для ознакомления, в т.ч. на Интернет-сайте МФО.
  2. Формировать досье заемщика и хранить его в течение не менее 3 лет с даты исполнения сторонами всех обязательств по договору микрозайма.
  3. Представлять в Нацбанк отчетность и иную информацию.

МФО в форме ПК дополнительно обязаны:

1. соблюдать финансовые нормативы, устанавливаемые Нацбанком;

2. создать  следующие фонды и резервы (в размере не ниже устанавливаемого Нацбанком):

  • паевой фонд, формируемый за счет паевых взносов;
  • фонд финансовой взаимопомощи, формируемый для предоставления микрозаймов за счет денежных средств;
  • резерв для списания безнадежных долгов, формируемый за счет отчислений от чистой прибыли;
  • резерв для покрытия возможных убытков по микрозаймам, формируемый за счет увеличения внереализационных расходов потребительского кооператива, учитываемых при налогообложении;
  • прочие фонды, формируемые в соответствии с законодательством, уставом, решениями общего собрания потребительского кооператива за счет отчислений от чистой прибыли.

Полномочия Нацбанка

Указ предоставляет Нацбанку широчайшие полномочия не только в сфере регулирования вопросов привлечения и предоставления микрозаймов, но и в области контроля над  деятельностью МФО. Особое внимание следует обратить на право Нацбанка устанавливать финансовые нормативы для МФО и даже предельный размер годовой процентной ставки по микрозаймам.

При осуществлении контроля за деятельностью МФО Нацбанк вправе направлять различные предписания, а также требование об отстранении от занимаемой должности руководителя МФО (за систематическое неисполнение таких предписаний и требований МФО может быть исключена из Реестра). Более того, Нацбанк может инициировать процедуру ликвидации или банкротства МФО.

Договоры микрозайма

Указ определяет договор микрозайма как разновидность договора займа, по которому заимодавец передает в собственность заемщика денежные средства в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на дату заключения договора, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денежных средств и уплатить проценты за пользование средствами.

Существенными условиями договора микрозайма помимо предмета договора являются:

  • размер получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовая процентная ставка) по микрозайму и порядок  его определения;
  • право заемщика на досрочный возврат микрозайма и порядок такого возврата;
  • указание на статус заемщика, дающий ему право на обращение за предоставлением микрозайма.

Указ запрещает включение в договор микрозайма условий:

  • о взимании с заемщика каких-либо дополнительных платежей (комиссионных и иных) за пользование микрозаймом;
  • об изменении МФО в одностороннем порядке размера получаемых заимодавцем с заемщика процентов и (или) порядка их определения, размера неустойки (штрафа, пени) по договору и сроков действия этих договоров;
  • о применении к заемщику неустойки (штрафа, пени) за досрочный возврат микрозайма.

Кроме того, установлено, что размер неустойки по договору микрозайма не может превышать размер микрозайма, т.е. размер неустойки ограничивается суммой микрозайма.

В качестве переходных положений Указ предусматривает, что договоры займа, включенные до его вступления в силу, не подлежат приведению в соответствие с нормами Указа и действуют до исполнения сторонами всех обязательств по ним. При этом обращаем Ваше внимание на то, что договор займа считается заключенным с момента предоставления суммы займа заемщику, а не с момента подписания договора.

Указ предусматривает, что с сумм микрозаймов, предоставляемых МФО физическим лицам, подоходный налог с физических лиц не исчисляется. Сама по себе норма звучит как достаточно важное изменение, т.к. в настоящее время с займов, выдаваемых физическим лицам, заимодавцы уплачивают подоходный налог. Однако если учесть, что по Указу микрозаймы могут быть выданы только ломбардами, фондами или ПК (для своих членов), а по действующему налоговому законодательству как раз ломбарды и ПК (при сроке пользования займом до 3 лет) освобождены от обязанности перечислять в бюджет подоходный налог при выдаче займов, то нововведение будет иметь значение только для случаев предоставления микрозаймов фондами.

Привлечение займов от физических лиц

Указ регулирует вопросы не только предоставления, но и привлечения займов. Им установлено, что:

1. с 1 августа 2014 г. денежные средства могут быть получены в заем от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями:

  • коммерческими организациями – от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками), членами данных организаций, а от иных физических лиц (одного или нескольких) не более двух раз в течение календарного месяца;
  • некоммерческими организациями – от физических лиц, являющихся учредителями данных организаций, а от иных физических лиц (одного или нескольких) не более двух раз в течение календарного месяца;
  • индивидуальными предпринимателями – не более двух раз в течение  календарного месяца от одного или нескольких физических лиц;

2. с 1 января 2015 г. денежные средства могут быть получены в заем от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем заключения договора займа, иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств:

  •  коммерческими МФО, некоммерческими МФО, созданными в форме фонда, – от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками) таких организаций;
  • некоммерческими МФО, созданными в форме ПК, – от своих членов, являющихся учредителями, а при соответствии критериям, установленным Нацбанком, – от иных своих членов.

 

Ограничения по привлечению займов усложнит работу не только МФО, которым необходимо будет ориентироваться на использование собственных, а не заемных денежных средств, но и иных организаций, которые нуждаются в заемных средствах для осуществления видов деятельности, не связанных с предоставлением займов.

Чем мы можем помочь

Специалисты Revera Consulting Group готовы проконсультировать Вашу организацию по вопросам применения законодательства о привлечении и предоставлении займов, налоговым вопросам заемных отношений и другим аспектам применения финансовых инструментов.