РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в законодательстве о государственной регистрации субъектов хозяйствования и предоставлении сведений из ЕГР

28 Ноября 2014

С 30 ноября 2014 года вступает в силу Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.09.2014. № 197 (далее – Постановление № 197), которым вводится электронная государственная регистрация субъектов хозяйствования на всей территории Республики Беларусь, возможность подачи запроса (заявления) о предоставлении информации из ЕГР в электронном виде, а также некоторые иные немаловажные изменения в порядок регистрации субъектов хозяйствования.

Специалисты Revera Consulting Group подготовили для Вас обзор основных изменений в порядке осуществления административных процедур в области государственной регистрации субъектов хозяйствования и предоставления информации из ЕГР, предусмотренных Постановлением № 197.

Анализ изменений

1. На всей территории Республики Беларусь вводятся электронная государственная регистрация субъектов хозяйствования и использование иных функций веб-портала ЕГР (http://egr.gov.by/egr/)

В настоящее время электронная государственная регистрация доступна только для г. Минска и позволяет зарегистрировать только унитарное предприятие и индивидуального предпринимателя, а также уведомить регистрирующий орган об изменении местонахождения, о назначении (замене) руководителя организации.

Для этого необходимо наличие у заявителя электронной цифровой подписи, которой подтверждается целостность и подлинность заявления, представленного в форме электронного документа.

После вступления в силу Постановления № 197 функции веб-портала ЕГР и электронная государственная регистрация станут доступны во всех регионах Республики Беларусь и позволят осуществлять следующие действия:

- электронная государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, а также регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы таких организаций;

- электронная государственная регистрация индивидуальных предпринимателей, а также изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей;

- представление документов в электронном виде для согласования наименования организации, уведомлений об изменении местонахождения организации, назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) в виде электронных документов.

Для представления электронных документов для совершения той или иной процедуры требуется наличие у заявителей программных и технических средств, используемых для создания, обработки, хранения и передачи информации в регистрирующие органы в установленном формате, которые должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Перечень таких программных и технических средств размещается на веб-портале ЕГР. Электронные документы могут быть представлены только авторизированным пользователем ‑ владельцем личного ключа электронной цифровой подписи. Услуги по распространению открытых ключей электронной цифровой подписи для представления в регистрирующий орган электронных документов оказываются специализированными организациями, перечень которых размещается на веб-портале ЕГР.

Необходимо отметить, что под владельцем личного ключа электронной цифровой подписи понимаются собственник имущества или учредители (участники) юридического лица. Если собственником имущества или учредителем (участником) является юридическое лицо, заявление (уведомление) подписывается электронной цифровой подписью юридического лица, выданной руководителю либо иному лицу, уполномоченному в соответствии с уставом или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.

Таким образом, необходимость в электронной цифровой подписи с вступлением в силу Постановления № 197 сохраняется.

Исключение составляет процедура согласования наименования юридического лица в электронном виде в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154 «Об утверждении Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций» в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. № 799 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь», которая будет осуществляться без использования электронной цифровой подписи (более подробно с согласованием наименования в электронном виде вы можете ознакомиться по ссылке: http://revera.by/analytical_materials-izmeneniya_v_poryadke_soglasovaniya_naim.html).

Также необходимо отметить, что Постановлением № 197 утверждены новые формы заявлений в регистрирующий орган, подаваемые при электронной регистрации:

- заявление о согласовании наименования и государственной регистрации коммерческой организации в электронном виде;

- заявление о согласовании наименования и государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав коммерческой организации, в электронном виде;

- заявление о согласовании наименования и государственной регистрации некоммерческой организации в электронном виде;

- заявление о согласовании наименования и государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав некоммерческой организации, в электронном виде;

- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в электронном виде.

Таким образом, субъектам хозяйствования с 30 ноября 2014 года будет предоставлена возможность одновременно согласовать наименование и зарегистрировать юридическое лицо посредством подачи одного заявления. Однако в таком случае исключение в части упразднения необходимости электронной цифровой подписи при согласовании наименования в электронном виде не применяется.

2. На законодательном уровне будет ограничена возможность заявителя в процессе личного приема документов в регистрирующем органе вносить исправления (дописки) в заявление (уведомление)

В настоящее время право заявителя вносить исправления, а также совершать дописки в заявление (уведомление) ничем не ограничено.

С 30 ноября 2014 года по инициативе заявителя допускается внесение не более 5 исправлений (дописок) в заявление (уведомление), производимое заявителем в присутствии уполномоченного сотрудника регистрирующего органа. Внесенные исправления (дописки) подтверждаются подписью заявителя, ее расшифровкой с указанием даты внесения этих исправлений (дописок).

3. Будет упрощена процедура предоставления информации из ЕГР

Вводится возможность подачи запроса (заявления) о предоставлении сведений из ЕГР в электронном виде посредством веб-портала ЕГР. При этом государственная пошлина за предоставление сведений оплачивается посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП).

Также после вступления в силу Постановления № 197 сведения из ЕГР республиканского уровня будут представляться не только Минюстом, но и областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

В настоящее время регистрирующие органы областей и г. Минска представляют, как правило, только сведения территориального уровня. Сведения республиканского уровня представляются при их наличии и при условии уплаты государственной пошлины в бюджет региона, к которому относится данный регистрирующий орган.

Комментарий

Несомненно, что принятие Постановления № 197 имеет своей целью дальнейшее совершенствование законодательства в области государственной регистрации субъектов хозяйствования и развития предпринимательства в Республике Беларусь в целом.

Однако опыт работы специалистов ReveraConsultingGroupc момента введения
1 сентября 2011 года первого этапа электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования (возможность электронной государственной регистрации унитарных предприятий и индивидуальных предпринимателей в пределах г. Минска) свидетельствует о низкой популярности предоставленной возможности.

На сегодняшний день процедура также осложняется необходимостью наличия ключа электронной цифровой подписи, что требует дополнительных временных и финансовых затрат.

Основными положительными изменениями, вступающими в силу 30 ноября 2014 года, таким образом, являются: возможность согласования наименования юридического лица без использования электронной цифровой подписи и возможность обращения с запросом (заявлением) о предоставлении сведений из ЕГР в электронном варианте.

Чем мы можем помочь

Специалисты Revera Consulting Group готовы проконсультировать вас по вопросам согласования наименований юридических лиц в электронном виде, электронной регистрации субъектов хозяйствования, использованию иных возможностей веб-портала ЕГР.


Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Татьяна Лызо

Юрист

+375 17 226 10 26

tg@revera.by