РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения по вопросам совершенствования судопроизводства

20 Июня 2014

Revera Consulting Group сообщает, что 12 июня 2014г. Советом Республики Национального Собрания одобрен ряд законодательных актов по вопросам совершенствования судопроизводства: проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства» и проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела». Законопроекты в настоящее время находятся на подписании у Президента, и в случае подписания вступят в силу через 10 дней после их официального опубликования.

Положения законопроектов направлены на унификацию гражданского судопроизводства и судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела, в связи с созданием в конце 2013г. единой судебной системы Республики Беларусь, а также на решение наиболее актуальных процессуальных вопросов.

Рассматриваемые изменения будут интересны юристам и иным лицам, сталкивающимся в своей деятельности с необходимостью разрешения споров в судах.

Анализ основных изменений

1. Унификация терминологии в связи с созданием единой судебной системы

Согласно законопроектам все суды Республики Беларусь именуются судами общей юрисдикции. При этом в системе судов общей юрисдикции отдельно указаны суды, рассматривающие экономические дела (далее – экономические суды), к которым отнесены Верховный Суд и экономические суды областей (города Минска) (в прошлом – хозяйственные суды).

С учетом создания единой системы судов общей юрисдикции, отнесение дел к компетенции экономических судов внутри этой системы регламентируется правилами о подсудности споров. Напомним, что ранее правила о разграничении компетенции между общими и хозяйственными судами определялись согласно нормам о подведомственности споров, которые после вступления в силу рассматриваемых изменений будут регулировать правила о разграничении компетенции между судами общей юрисдикции (как единой системой) и иными юрисдикционными органами.

2. Отнесение общедоступной информации из сети Интернет к числу письменных доказательств

Согласно законопроектам и в ГПК, и в ХПК вносятся нормы о том, что к числу письменных доказательств относится, в том числе, общедоступная информация, записанная буквами либо выполненная в форме цифровой, графической записи, размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет, полученная в установленном законодательством порядке.

Таким образом, со вступлением в силу соответствующих норм, будут устранены препятствия для использования сведений и информации из сети Интернет в качестве доказательств по судебному спору. До настоящего времени в судебной практике не было однозначного подхода к решению данного вопроса.

3. Установление возможности обеспечения письменных доказательств до возбуждения дела в суде

В процессуальные кодексы вносятся нормы о том, что до возбуждения дела в суде действия по обеспечению письменных доказательств вправе совершать нотариусы в установленном актами законодательства порядке.

Ранее соответствующие изменения (о полномочиях нотариусов и порядке совершения такого нотариального действия) были внесены в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (вступают в силу с 12 июля 2014г.), о чем мы информировали вас 20 января 2014г. Данное информационное сообщение доступно по следующей ссылке:

http://gallery.mailchimp.com/26b0212409dd9853c1342df6f/files/___.7.pdf.

4. Регламентация порядка обжалования ответов на обращения в экономические суды

До настоящего времени в процессуальном законодательстве не существовало норм, регулировавших порядок обжалования в суд ответов на обращения граждан и юридических лиц. При этом Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» право судебного обжалования предусмотрено.

Экономические суды, как правило, принимали и рассматривали соответствующие заявления (жалобы), однако отсутствие надлежащей регламентации процедуры влекло возникновение многочисленных вопросов.

Со вступлением в силу рассматриваемых изменений в ХПК, в качестве отдельного вида производства в суде первой инстанции предусматривается рассмотрение жалоб на ответы на обращения, устанавливается порядок и срок обращения с соответствующей жалобой, а также порядок ее рассмотрения судом.

5. Установление срока на раскрытие доказательств в экономических судах Согласно изменениям в ХПК, вводится обязанность лиц, участвующих в деле, по раскрытию доказательств, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до завершения подготовки дела к судебному разбирательству или в пределах срока, установленного экономическим судом, если иное не установлено ХПК.

При буквальном толковании приведенной нормы следует вывод о том, что все доказательства должны быть раскрыты не позднее проведения подготовительного судебного заседания, если более поздний срок не установлен судом.

Данное положение является безусловным нововведением. До настоящего времени общих правил о сроке раскрытия доказательств в ХПК не существовало, лица, участвующие в деле, могли представлять доказательства на любой стадии процесса.

После вступления законопроекта в силу, описанное нововведение следует строго соблюдать в каждом деле в экономическом суде, для целей недопущения возникновения неблагоприятных последствий (например, отказа в приобщении доказательств, представленных позднее срока, к материалам дела).

6. Введение пресекательного срока на подачу кассационной жалобы на судебные постановления экономических судов

Согласно действующему законодательству, кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Ограничения в отношении периода времени, в течение которого пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен, отсутствуют.

После вступления в силу рассматриваемого законопроекта, срок подачи кассационной жалобы (протеста) может быть восстановлен при условии, что ходатайство подано не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

7. Регламентация порядка применения экономическими судами мер по обеспечению иска, рассматриваемого международным арбитражным (третейским) или третейским судом

Со вступлением в силу законопроекта, в ХПК вносятся нормы о возможности и порядке применения экономическими судами мер по обеспечению иска, рассматриваемого международным арбитражным (третейским) или третейским судом. Такие меры могут быть применены судом по ходатайству состава международного арбитражного (третейского) суда или стороны арбитражного (третейского) разбирательства (с согласия этого международного арбитражного (третейского) суда). Подача соответствующего ходатайства будет облагаться государственной пошлиной (10 базовых величин).

До настоящего времени экономические суды неохотно совершали действия по обеспечению исков, рассматриваемых международным арбитражным (третейским) судом, в первую очередь в связи с отсутствием соответствующих норм в ХПК (несмотря на их наличие в законодательстве о международном арбитраже). Следовательно, есть основания полагать, что со вступлением в силу рассматриваемых изменений данный институт будет применяться более активно.

8. Рассмотрение ходатайств об отмене решений международных арбитражных (третейских) судов и третейских судов отнесено к компетенции экономических судов областей (г. Минска)

В настоящее время ходатайство об отмене решений международных арбитражных (третейских) судов и третейских судов рассматривается Верховным Судом (судебной коллегией по экономическим делам).

Со вступлением в силу рассматриваемых изменений, судом, рассматривающим экономические дела, отменяющим решения международных арбитражных (третейских) судов, третейских судов, иных постоянных арбитражных органов, является экономический суд области (города Минска) по месту нахождения международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда, иного постоянного арбитражного органа, вынесших решение.

Полагаем, что указанное нововведение связано с созданием (увеличением количества) третейских судов, и существенным возрастанием нагрузки на Верховный Суд. Вместе с тем, передача вопросов о рассмотрении ходатайств об отмене решений арбитражных и третейских судов на рассмотрение экономических судов первой инстанции, приведет к возможности апелляционного обжалования соответствующих судебных постановлений, и, как следствие, к существенному увеличению срока для возможности принудительного исполнения решения арбитражных или третейских судов.

9. Изменения в регулировании исполнительного производства

Данные изменения в первую очередь связаны с созданием самостоятельной системы органов принудительного исполнения. К основным изменениям можно отнести следующие:

- все меры обеспечения исполнения исполнительного документа, кроме временного ограничения права гражданина или индивидуального предпринимателя на выезд из Республики Беларусь, и временного ограничения права на управление механическими транспортными средствами, на управление маломерными судами, на охоту, принимаются судебными исполнителями; только ограничение права на выезд и права на управление транспортным средством, права на охоту применяется судом;

- введение в ХПК и ГПК норм, ранее предусмотренных в Указе Президента от 29 ноября 2013г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», в частности норм о том, что жалоба на действия и постановления судебного исполнителя в обязательном порядке первоначально подается в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), и только после этого – в суд по месту исполнения исполнительного документа (ранее такие жалобы рассматривались судом); норм об увеличении размера расходов на принудительное исполнение, взыскиваемых с должника по имущественным взысканиям, с 5 % до 10 %от взысканных сумм (стоимости имущества); а также норм о взыскании при принудительном совершении действий по исполнению неимущественных требований с должника-гражданина – 5 базовых величин, с должника-юридического лица – 10 базовых величин по каждому исполнительному документу;

- установление в ХПК (Приложение № 2) перечня имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (фактически относится только к сельскохозяйственным организациям).


Наши рекомендации

С учетом значительного объема и существенного характера вносимых изменений, рекомендуем лицам, сталкивающимся в своей деятельности с разрешением дел в судах, детально ознакомится с содержанием рассматриваемых законопроектов, и учитывать соответствующие нововведения в практической деятельности.


Чем мы можем помочь

Адвокаты Revera Consulting Group готовы оказать юридическую помощь по представлению интересов юридических и физических лиц при рассмотрении дел судами общей юрисдикции, в том числе судами, рассматривающими экономические дела, а также юридическую помощь при рассмотрении дел в арбитражных и третейских судах.


Kонсультант

Анастасия Павлюченко

Адвокат

+375 17 226 10 26

ap@rcg.by