РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

Изменения законодательства в сфере антимонопольного регулирования вступили в силу

02 Июля 2014

Revera Consulting Group сообщает, что 01 июля 2014 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон № 94-З). Новым законом устранены пробелы правового регулирования ранее действующего антимонопольного законодательства, даны определения отдельным терминам, детализированы критерии совершения различных корпоративных сделок.

Revera Consulting Group представляет Вашему вниманию обзор ключевых изменений, которые произошли в связи со вступлением в силу Закона № 94-З. Данный анализ будет полезен субъектам хозяйствования, занимающим доминирующее положение на товарных рынках, а также всем иным юридическим и физическим лицам при планировании ими реорганизаций, осуществления корпоративных сделок с акциями (долями в уставных фондах) юридических лиц, а также в процессе осуществления хозяйственной деятельности.


Анализ основных изменений

Доминирующее положение

Законом № 94-З изменены критерии определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке: увеличен процентный порог для отнесения субъектов к числу доминирующих, исключена привязка к конкретному виду деятельности хозяйствующего субъекта. В соответствии с изменениями положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если его доля на товарном рынке составляет 35 % и более. Закон № 94-З определил критерии, при наличии которых доминирующим может признаваться положение хозяйствующего субъекта, имеющего долю менее 35 %.

Напомним, что ранее доля хозяйствующего субъекта, при наличии которой он рассматривался как занимающий доминирующее положение, устанавливалась  Министерством экономики Республики Беларусь. Процентный порог для субъекта, оказывающего услуги или производящего товары народного потребления, составлял 30 % и более.

Детализация согласованных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию

Антимонопольное законодательство всегда запрещало совершение хозяйствующими субъектами согласованных действий или соглашений, направленных на ограничение конкуренции. Закон № 94-З дополнительно закрепляет условия, наличие которых может явиться основанием для запрета совершения согласованных действий. Например, для такого запрета необходимо, что соблюдались следующие условия:

  • действия хозяйствующих субъектов заранее известны каждому из них;
  • результат таких действий соответствует интересам каждого из таких субъектов;
  • действия каждого из указанных субъектов вызваны действиями иных лиц, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, влияющих на все субъекты на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, в своей сущности Закон № 94-З рассматривает осуществление согласованных действий в качестве самостоятельного правонарушения, что соответствует как европейской практике, так и практике РФ. Основным актом РФ в сфере антимонопольного регулирования является Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как и ранее, хозяйствующий субъект вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства для признания его допустимым. В соответствии с новым законом при подаче соответствующего заявления необходимо указывать конкретную совокупность фактов, свидетельствующих о правомерности действий.

Запрет на координацию экономической деятельности

Закон № 94-З ввел понятие «координация экономической деятельности», под которой понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельность на том товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов запрещена, если она приводит или может привести, в частности, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Регламентация понятия «вертикальные соглашения»

Закон № 94-З закрепил определение понятию «вертикальные соглашения», согласно которому под данным термином понимаются соглашения между хозяйствующими субъектами, не являющимися конкурентами, один из которых приобретает товар или является его потенциальным потребителем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

Законом № 94-З запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если:

  • они приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для потребителя максимальную цену перепродажи товара;
  • ими предусмотрено обязательство потребителя не продавать товар хозяйствующего субъекта, являющегося конкурентом продавца.

Напрямую запрещая вертикальные соглашения в качестве общего правила, Закон 94-З закрепляет условия, при которых вертикальные соглашения допускаются.

Напомним, что ранее антимонопольное законодательство запрещало вертикальные соглашения в том понимании, в котором их определяет новый закон, только в случаях, когда одной из сторон сделки являлся субъект хозяйствования, занимающий доминирующее положение.

Недопущение недобросовестной конкуренции

В Закон № 94-З включена норма, согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров.

Соответственно актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны ситуации, когда формально правомерное использование средств индивидуализации имеет своей целью не защиту собственно исключительного права, а ограничение прав конкурентов,  реализующих аналогичные товары.

Регламентация вопросов экономической концентрации

Законом № 94-З введен термин «экономическая концентрация», под которым понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции, включая создание и реорганизацию коммерческих организаций в форме слияния или присоединения, их объединений, в том числе сделки с акциями (долями в уставных фондах) хозяйствующих субъектов.

Антимонопольному согласованию подлежат следующие виды экономических концентраций:

1. реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, в форме преобразования в акционерные общества;

2. реорганизации в форме слияния (присоединения), а также создание коммерческих организаций и объединений при наличии финансовых критериев по балансовой стоимости активов (не менее 100 000 базовых величин) и (или) размеру выручки (не менее 200 000 базовых величин) либо при их включении в специальные реестры;

3. сделки с акциями (долями в уставных фондах) юридических лиц при наличии вышеуказанных финансовых критериев, результатом которых становится приобретение прав распоряжения пакетом:

  • более 25% акций (долей), если до этого приобретатель не был участником общества либо имел пакет в размере 25% и менее;
  • более 50% акций (долей), если до этого приобретатель имел пакет в размере от 25% до 50% акций (долей) в уставном фонде субъекта сделки.

4. получение прав корпоративного управления субъектами, подпадающими под указанные выше финансовые критерии.

Буквальное толкование норм Закона № 94-З дает основание сделать вывод, что в отельных случаях реорганизация субъекта хозяйствования в форме выделения или разделения также может подлежать контролю со стороны антимонопольных органов при приобретении создаваемой организацией акций (долей в уставном фонде) и (или) иного имущества реорганизуемой организации на основании разделительного баланса.

Отдельно Законом № 94-З определено, в каком случае даже при усилении доминирующего положения в результате совершения корпоративной сделки данная сделка может быть согласована антимонопольным органом.

Одновременно Закон № 94-З расширил компетенцию антимонопольного органа в части контроля за экономической концентрацией. Ранее антимонопольный орган ограничивался возможностью отказать в согласовании сделки, а также вынести предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Согласно Закону № 94-З антимонопольный орган вправе при согласовании сделки включить в данное согласие условия, обеспечивающие конкурентное поведение хозяйствующих субъектов на товарном рынке, устраняющие или уменьшающие отрицательное влияние сделки на конкуренцию. При этом такие требования могут касаться ограничения в управлении, пользовании или распоряжении имуществом.

Наш комментарий

В целом Закон № 94-З направлен на усиление контроля антимонопольными органами за хозяйствующими субъектами в сфере защиты и развития конкуренции. Помимо этого целью изменений являлось сближение правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики в рамках ЕЭП, в связи с чем при применении норм закона (в том числе, при выстраивании защиты от претензий антимонопольных органов) представляется возможным ориентироваться на российскую практику в этой сфере.

Чем мы можем помочь

Специалисты Revera Consulting Group готовы проконсультировать Вас по любым вопросам в сфере антимонопольного регулирования, дать правовую оценку действиям юридических и физических лиц на предмет их соответствия требованиям нового закона. Помимо этого наши специалисты готовы оказать содействие в сопровождении любых корпоративных сделок, подпадающих под контроль антимонопольных органов, а также обеспечить защиту интересов субъектов хозяйствования при возникновении антимонопольных конфликтов.


Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультанты

Елена Мурашко

Партнер, руководитель практики информационных технологий и интеллектуальной собственности, адвокат

+375 17 226 10 26

em@revera.by

Екатерина Педо

Руководитель практики корпоративного и антимонопольного права, адвокат

+375 17 226 10 26

ep@revera.by