РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в деятельности резидентов СЭЗ с 01.01.2017

05 Января 2017

С 01.01.2017 в соответствии с обязательствами Беларуси как члена ЕЭС резиденты СЭЗ утратили одну из основных льгот в виде беспошлинного выпуска на территорию таможенного союза товаров, произведенных в СЭЗ из импортного сырья, ввезенного также без уплаты пошлин.

Кроме того, с 01.01.2017 вступили в силу изменения, которые исключили возможность применения большинства налоговых преференций для резидентов СЭЗ, производящих продукцию на внутренний рынок (импортозамещающая продукция). Это были существенные льготы в виде обложения импортозамещающих товаров по пониженной ставке НДС в размере 10 % (вместо общей ставки 20 % для большинства товаров), освобождение от налога на прибыль и т.д.

Такие изменения существенно снижают привлекательность СЭЗ для новых резидентов и подталкивают действующих к поиску иных вариантов размещения производств, ориентированных на внутренний рынок.

05.01.2016 официально опубликован Указ от 30.12.2016 № 508, который призван компенсировать потерянные льготы, которые ранее предоставлялись резидентам СЭЗ, и сохранить инвестиционную привлекательность СЭЗ для инвесторов.

Новые льготы и преференции резидентам СЭЗ, предусмотренные Указом № 508

1.Освобождаются от НДС товары, изготовленные резидентами СЭЗ с использованием иностранных товаров, ввезенных в рамках таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Таким образом, при производстве товаров с использованием импортного сырья, ввезенного в рамках таможенной процедуры свободной таможенной зоны, то есть без уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС (используют резиденты СЭЗ), и дальнейшей реализации товаров на внутренний рынок, такие товары не будут облагаться НДС (ранее облагались), но будут облагаться ввозными таможенными пошлинами как иностранные товары (ранее не облагались).

Однако, обращаем внимание, что в отдельных случаях данная норма не позволит компенсировать введение пошлин, так как ранее уплачиваемый ввозной НДС в последующем мог быть принят в зачет уплаты НДС по реализации.

2.Предусмотрено освобождение от взимания арендной платы за земельные участки резидентов СЭЗ после окончания строительства

Сейчас освобождение предоставляется только на период проектирования и строительства объектов резидентов СЭЗ.

Указ №508 предусматривает, что новая льгота предоставит возможность освобождения от арендной платы за землю также и в период осуществления деятельности по реализации товаров за пределы Республики Беларусь или другим резидентам СЭЗ. Обращаем внимание, что реализация товара за пределы Беларуси или другим резидентам СЭЗ является обязательным условием применения льготы.

Иные изменения, внесенные Указом № 508

1.Установлен единый срок окончания деятельности белорусских СЭЗ — 31.12.2049

Фактически данный срок продлен, ранее он был установлен как 30 лет с даты создания соответствующей СЭЗ.

2.Снижен минимальный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта для инвесторов, претендующих на получение статуса резидента СЭЗ

Как общее правило, минимальный объем инвестиций, как и ранее, составляет 1 млн. евро, однако если инвестор готов вложить инвестиции в течение 3 лет, то для такой категории инвесторов минимальный порог объём инвестиций снижен до 500 тыс. евро.

3.Изменение границ СЭЗ

Изменение границ СЭЗ (включение в состав СЭЗ отдельных территорий аэропортов, территорий, граничащих с государственной границей) вызвано новыми условиями деятельности СЭЗ, которые планируется применять на территории ЕЭС с 01.07.2017. В частности, проектом нового Таможенного кодекса ЕАЭС, предусмотрен ряд преимуществ для портовых и логистических СЭЗ.

Комментарий

Для резидентов СЭЗ, деятельность которых направлена на экспорт, существенных изменений в порядке деятельности с 01.01.2017 не произошло. Следует даже говорить о том, что условия деятельности для них улучшились (например, появилась новая льгота в виде освобождения от арендной платы за земельные участки).

Резидентам же СЭЗ, чья деятельность была направлена на внутренний рынок (производство импортозамещающей продукции), следует дополнительно оценить целесообразность нахождения в статусе резидентов СЭЗ и сопоставить эффект от использования преференциального режима СЭЗ по сравнению с другими подобными режимами (инвестиционный договор, деятельность на территории малых и средних городских поселений, сельской местности, Китайско-белорусский индустриальный парк).

Особое внимание следует обратить на правовой режим, предоставляемый резидентам Китайско-белорусского индустриального парка. Перечень льгот и преференций для резидентов «Великого камня», в целом, существенно шире по сравнению с перечнем льгот, предоставляемым с 2017 года резидентам СЭЗ.

Резиденты «Великого камня» по-прежнему могут ввезти иностранные товары (в т.ч. сырье и материалы при условии если они не производятся (производятся в недостаточном количестве) в государствах - участниках таможенного союза или если производимые сырье (материалы) не соответствуют техническим характеристикам) в рамках таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления без уплаты НДС и пошлин по специальной льготе, использовать их в процессе производства, и при этом конечный товар (продукт) реализовывать на территории таможенного союза также без уплаты таможенных пошлин. Кроме того, для резидентов Китайско-белорусского индустриального парка сохраняется возможность выпуска продукции, направленной на внутренний рынок, с сохранением общих налоговых льгот и преференций (по налогу на прибыль и т.д.), предоставляются льготы по уплате взносов ФСЗН и др. 

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультанты

Денис Богданов

Руководитель практики строительства и недвижимости, адвокат

+375 17 226 10 26

db@revera.by

Александр Антонов

Юрист

+375 17 226 10 26

aa@revera.by