РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в КоАП: существенная либерализация в части ответственности субъектов хозяйствования

28 Августа 2013

Revera Consulting Group сообщает, что с 28.08.2013 вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП), которые предусматривают ряд положительных для субъектов хозяйствования нововведений.
Настоящая публикация является первой из материалов, посвященных последним изменениям КоАП, и освещает вопросы оснований и условий освобождения юридических лиц от административной ответственности, и наложения административных взысканий.

Суть изменений
Расширен перечень деяний, которые не признаются административным правонарушением.
Как было:
Согласно предыдущей редакции, административным правонарушением, при условии устранения нарушений и возмещения вреда в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, не признавалась неуплата ИП или юридическим лицом налогов (сборов, пошлин) в сумме, не превышающей 1% от суммы налогов, начисленных за календарный год.
Как стало:
Теперь соответствующая норма распространяется и на случаи неуплаты иных обязательных платежей, которые взимаются налоговыми органами (помимо налогов, сборов, пошлин). Кроме того, согласно новой редакции, деяние должностного лица юридического лица также не признается правонарушением, если неуплата обязательных платежей допущена в сумме, не превышающей 1% от суммы таких платежей, начисленных за период выполнения должностным лицом своих функций, но не более чем за проверенный период.
Расширен перечень оснований, по которым юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности.
Как было:
В соответствии с ранее действовавшими нормами, юридическое лицо могло быть освобождено от административной ответственности только вследствие малозначительности совершенного им правонарушения.

Как стало:
В настоящее время юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности в случае добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнения возложенной на него обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.
Кроме того, введена новая норма (ст. 8.8 КоАП), содержащая специальное основание освобождения юридического лица от административной ответственности – если совершенное административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением таким юридическим лицом выгоды имущественного характера.

Изменен порядок и условия наложения административного взыскания при наличии смягчающих обстоятельств.
Как было:
В соответствии с предыдущей редакцией существовала возможность уменьшения суммы подлежащего уплате штрафа ввиду наличия смягчающих обстоятельств только по отдельным составам правонарушений (в основном, по налоговым правонарушениям).
Как стало:
Согласно внесенным изменениям, при наличии смягчающих обстоятельств и отсутствии обстоятельств отягчающих, сумма штрафа может быть уменьшена по всем правонарушениям, за совершение которых в качестве взыскания предусмотрен штраф.

Расширен перечень правонарушений, за совершение которых может быть наложено самое мягкое административное взыскание – предупреждение.
Как было:
Ранее предупреждение гораздо чаще упоминалось законодателем применительно к правонарушениям физических лиц. В отношении субъектов хозяйствования данный вид взыскания предусматривался в единичных нормах КоАП.
Как стало:
В соответствии с изменениями в КоАП, предупреждение введено в качестве взыскания за совершения субъектами хозяйствования целого спектра правонарушений в области финансов, ценных бумаг и банковской деятельности, предпринимательства, таможенного оформления, экологической безопасности.
Например, в качестве взыскания судья теперь может выбрать предупреждение при нарушении субъектами хозяйствования порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских и иных документов, необходимых для исчисления налогов (ст. 12.1 КоАП), порядка ведения кассовых операций (ст. 11.7 КоАП), сроков предоставления таможенной декларации (ст. 14.8 КоАП) и в других случаях.

Усовершенствованы правовые гарантии защиты добросовестных приобретателей и собственников от конфискации товара.
Как было:
Согласно ранее действовавшей редакции конфискации не подлежали товары, являющиеся предметом административного таможенного правонарушения, приобретенные после его совершения через розничную торговлю, либо если в отношении таких товаров была оформлена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
Основанием для применения административного взыскания в виде взыскания стоимости предмета административного правонарушения вместо конфискации являлись его отсутствие, либо невозможность или экономическая нецелесообразность реализации.
Как стало:
В настоящее время конфискации не подлежат также и товары, приобретенные у граждан, не являющихся ИП, для целей, не связанных с коммерческой деятельностью, если приобретатель не знал и не мог знать о совершении продавцом таможенного правонарушения.
Согласно изменениям, вместо конфискации предмета административного правонарушения, орудий или средств его совершения применяется взыскание их стоимости также и в случае, если указанное имущество не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. Данное нововведение, однако, не распространяется на административные таможенные правонарушения.

Наш комментарий
Описанные изменения, безусловно, являются положительными и в некоторой мере революционными. Они отражают общую тенденцию либерализации и гуманизации законодательства об административных правонарушениях.
Новые изменения в КоАП являются еще одним шагом в направлении обеспечения практической реализации основополагающих принципов административного права: справедливости, соразмерности взыскания характеру совершенного правонарушения, равенства перед законом и неприкосновенности собственности добросовестного приобретателя и иных лиц, не совершавших правонарушение.
Кроме того, внесенные в КоАП изменения способствуют установлению единообразия в толковании, понимании и применении административного закона.
Необходимо отметить, что поскольку указанные изменения смягчают административную ответственность, они имеют обратную силу, то есть распространяются на лиц, в отношении которых постановление о наложении административного взыскания еще не исполнено.

Наши рекомендации
Изменения в КоАП существенным образом улучшают положение физических и юридических лиц, поэтому при наличии уже начатого административного процесса либо риска совершения или выявления правонарушения необходимо провести анализ фактических обстоятельств на предмет возможности применения более «мягких» норм КоАП.

Чем мы можем помочь
Revera Consulting Group готова оказать услуги по представлению интересов юридических и физических лиц в производстве по делам об административных правонарушениях, а также выработать рекомендации по минимизации рисков, связанных с привлечением к административной ответственности и наложением административных взысканий.