РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в миграционном законодательстве

30 Июля 2014

Revera Consulting Group сообщает о произошедших изменениях в миграционном законодательстве Республике Беларусь.

12 июля 2014 г. вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2014 № 662 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее – Постановление № 662). Постановлением № 662 внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранцы) в Республике Беларусь.

Данный материал представляет собой обзор наиболее значимых изменений миграционного законодательства и может быть полезен компаниям, в корпоративной структуре или штате которых состоят иностранцы. 

Анализ изменений

Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 г. № 73 «Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Правила № 73)

1. Расширен перечень лиц, которые вправе ходатайствовать о въезде иностранца в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь. В данный перечень помимо юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей дополнительно включены физические лица и сельскохозяйственные организации, оказывающие услуги в сфере агроэкотуризма (п. 2 Правил № 73).

2. Закреплено правило выезда из Республики Беларусь в случае отсутствия у иностранца действительной визы Республики Беларусь: выезд из Республики Беларусь возможен по документу для выезда за границу и только после привлечения к административной ответственности за нарушение Правил № 73 (т.е. пребывание в Республике Беларусь без визы Республики Беларусь и др.) либо правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь. Ответственность предусмотрена ст. 23.55. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

3. Уточнено правило о регистрации иностранца по месту фактического временного пребывания, установленное ч. 1. п. 10 Правил № 73: иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь, в течение пяти суток, за исключением воскресений (ранее – выходных дней), государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, обязаны зарегистрироваться в Министерстве иностранных дел, или органе внутренних дел, или гостинице, или санаторно-курортной и оздоровительной организациях, или субъекте агроэкотуризма.

Изменение связано с графиком работы подразделений по гражданству и миграции, которые, как правило, работают со вторника по субботу; выходные дни – воскресенье и понедельник. Аналогичное уточнение совершено в п. 11 Правил № 73, касающемся перерегистрации по месту фактического временного проживания в случае его перемены.

4. Дополнен перечень субъектов, которые представляют в подразделения по гражданству и миграции информацию о временно пребывающих иностранцах, оформивших проживание у данных субъектов. Информация используется для проверки наличия у иностранцев оснований для пребывания в Республики Беларусь. В данный перечень включены субъекты агроэкотуризма, юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по сдаче в наем (поднаем) жилых помещений (ч. 2 п. 13 Правил № 73).

Ранее указанную информацию предоставляли только гостиницы, санаторно-курортные и оздоровительные организации.

Расширение круга субъектов, предоставляющих информацию об иностранцах направлено не только на усиление контроля за наличием у иностранцев оснований для пребывания, но и на подтверждения факта их действительного проживания по указанному месту пребывания.

5. Ч. 2 п. 25 Правил № 73 дополнена сроком, в течение которого иностранец должен зарегистрироваться по месту его фактического пребывания, в случае, если в отношении него принято решение об аннулировании разрешения на временного проживание. Установлен срок равный 5 суткам со дня уведомления иностранца о принятом решении об аннулировании разрешения на временное проживание.

6. Внесены изменения в п. 20 Заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, содержащегося в Приложении № 7 к Правилам № 73. В частности, изложен в новой редакции подпункт «в», содержащий одно из наиболее распространенных оснований для получения разрешения на временное проживание: прибытие в Республику Беларусь для занятия или занятие трудовой деятельностью по трудовым договорам, религиозной, предпринимательской или иной деятельностью на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Т.е. подчеркнута императивная норма, содержащаяся в ст. 23 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 г. «О внешней трудовой миграции» о том, что иностранцы могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии получения специального разрешения и заключения трудового договора.

Трудовой договор является одним из документов представляемых в подразделение по гражданству и миграции для получения разрешения на временное проживание.

Отметим, что наличие слов «или иной деятельностью» позволяет использовать указанное основание для получения разрешения на временное проживание в отношении иностранцев, являющихся членами органов управления или контроля юридического лица (например, совет директоров, ревизионная комиссия), иных лиц, в отношении которых трудовые договоры не заключаются.
 
Положение о порядке использования миграционной карты, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2006 г. № 142 «О Положении о порядке использования миграционной карты и ее форме» (далее – Положение № 142)

П. 2. Положения № 142 изложен в новой редакции: «миграционная карта является документом, содержащим сведения об иностранце, въезжающем в Республику Беларусь и выезжающем из Республики Беларусь, и служит для осуществления контроля за его временным пребыванием в Республике Беларусь». Из указанного пункта исключены слова «или временным проживанием».

Таким образом, иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание в Республике Беларусь, более не обязаны заполнять миграционную карту.

Отмена необходимости заполнения миграционной карты для временно проживающих Республике Беларусь иностранцев, а также существовавшее и ранее изъятие в отношении постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранцев, также отражено в п. 9 и п. 14 Положения № 142, регулирующих порядок представления миграционной карты при въезде в Республику Беларусь или выезде из нее. Указанные пункты дополнены словами «за исключением иностранца временно или постоянно проживающего в Республике Беларусь».
 
Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2006 № 144 «Об утверждении Положения о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь» (далее – Положение № 144)

1. Ранее  при рассмотрении вопроса о выдаче иностранцу разрешения на постоянное проживание было определено, что в случае необходимости такому иностранцу может быть продлен срок временного пребывания до принятия решения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения на постоянное проживание.

В результате произошедших изменений императивно закреплено, что при приеме заявления о выдаче разрешения на постоянное проживание срок временного пребывания иностранца в Республике Беларусь автоматически продлевается на срок рассмотрения заявления (п. 16 Положения № 144).

2. В п. 30 Положения № 144 уточнен срок, в течение которого иностранец обязан выехать из Республики Беларусь, в случае аннулирования разрешения напостоянное проживание «в течение 5 суток со дня его уведомления о принятом решении».
 
Комментарий

Если оценивать произошедшие в миграционном законодательстве изменения, то следует в первую очередь отметить, что они способствуют доступности и ясности в понимании существующих правил пребывания иностранцев в Республике Беларусь, устраняют ряд «белых пятен» с которыми ранее приходилось сталкиваться на практике как иностранцам, так и их нанимателям или учрежденным с их участием юридическим лицам.

Стоит также отметить наличие изменений, направленных на поддержку субъектов агроэкотуризма, которым в настоящее время предоставлено право ходатайствовать о въезде иностранца в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь.

В практике мы часто сталкивались с вопросом о необходимости заполнения миграционной карты для иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание. В ответ на наличие обязанности по заполнению миграционной карты для такой категории иностранцев как временно проживающие, практически каждый раз задавался вопрос о цели данной процедуры. На наш взгляд, отмена необходимости заполнения миграционной карты для иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание – шаг в сторону дебюрократизации миграционного законодательства.

Стоит также обратить внимание на усиление контроля за временно пребывающими в Республике Беларусь иностранцами со стороны подразделений по гражданству и миграции. Расширение круга субъектов, представляющих указанным органам информацию об оформивших проживание иностранцах напрямую свидетельствует о пристальном контроле в отношении данной категории граждан. 

Чем мы можем помочь

Специалисты Revera Consulting Group готовы проконсультировать Вас по вопросам трудоустройства иностранцев в Республике Беларусь, получения разрешений на временное проживание для иностранцев, являющихся членами органов управления и контроля юридических лиц, получению разрешения на постоянное проживание, иных вопросов миграционного законодательства и оказать непосредственное сопровождение необходимых процедур.


Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Татьяна Лызо

Юрист

+375 17 226 10 26

tg@revera.by