РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в налоговом законодательстве: общие положения

08 Января 2014

Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2013г. № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» внесены значительные изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК). Нововведения затрагивают деятельность практически всех субъектов хозяйствования, так как касаются как общих вопросов налогового законодательства, так и отдельных видов налогов (отдельных режимов налогообложения).
Revera Consulting Group представляет Вашему вниманию серию информационных сообщений, посвященных основным изменениям в НК. Подготовленная нами информация может служить ориентиром не только для работников бухгалтерских и экономических служб, но и для тех, кто принимает управленческие решения и занимается формированием и развитием организационной структуры бизнеса. Наше первое сообщение касается общих вопросов налогообложения без привязки к конкретным налогам.

Анализ изменений
Хронометражный метод при проведении налоговых проверок
Введена новая форма налогового контроля. Ранее ее применение предусмотрено не было.
Распространяется на тех, кто осуществляет деятельность в сфере общественного питания, бытового обслуживания населения, оказания медицинских услуг.
Предполагает, что контролирующий орган в течение не менее 10 последовательных рабочих дней проверяемого субъекта на протяжении всего рабочего времени фиксирует размер поступающей выручки. По завершении наблюдения на основании полученных данных рассчитывается среднедневная выручка (доход) плательщика. Полученная величина сравнивается со среднедневной выручкой (доходом), определенной исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговой декларации, представленной за отчетный период, предшествующий началу проверки. Для сезонных видов деятельности сравнение осуществляется с аналогичным отчетным периодом прошлого календарного года. Сравнение осуществляется в сопоставимых ценах.
В случае превышения размера среднедневной выручки (дохода), рассчитанного в ходе проверки, над размером, определенном исходя из прошлого периода, на 30 % и более налоговый орган производит корректировку налоговой базы по соответствующему налогу за отчетный период, с которым производилось сравнение.
Избежать корректировки можно, доказав, что в отчетном периоде, с которым производилось сравнение, или позднее имели место обстоятельства производственного, организационного или экономического характера, которые могли оказать существенное влияние на размер выручки (дохода) плательщика.

Расширен перечень оснований для приостановления операций по счетам в банках
Как было:
Операции по счетам могли быть приостановлены по следующим основаниям:
-    неисполнение в установленные сроки налогового обязательства, неуплата пеней;
-    непредставление в налоговые или таможенные органы налоговых либо таможенных деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам);
-    непредставление в налоговые органы или их должностным лицам документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки.
Решение о приостановлении операций по счетам в таких случаях принималось руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа.

Как стало:
Помимо вышеуказанных оснований, операции по счетам могут быть также приостановлены по решению руководителя (его заместителя) налогового органа в случаях:
-    включения субъекта хозяйствования в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (в настоящее время в него включены 2 619 субъектов хозяйствования);
-    если сумма денежных средств, поступившая на счета в банках за месяц, превысила 5 000 базовых величин и при этом владелец счетов не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.
Учитывая, что попасть в вышеуказанный реестр не так трудно – достаточно, например, не уведомить регистрирующий орган о смене юридического адреса, – приостановление операций по счетам в банках сможет применяться налоговыми органами значительно чаще.

Крупные плательщики
Это – новый институт в белорусском налоговом праве. Предусматривается ведение перечня крупных плательщиков, к которым будут применяться особые формы налогового контроля.
В перечень крупных плательщиков включаются белорусские организации, имеющие выручку (доходы) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не менее                     1 000 000 000 000 белорусских рублей при одновременном соблюдении одного из следующих условий:
-    суммарный объем налогов, сборов (пошлин), исчисленных организацией за год превышает 75 000 000 000 белорусских рублей;
-    разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС за год превышает 75 000 000 000 белорусских рублей.
На крупных плательщиков возложены дополнительные обязанности, а именно – представлять в налоговые органы:
-    годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность –
не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом;
-    промежуточную (квартальную) индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом (на плательщиков, не являющимися крупными, такая обязанность может быть возложена только в случаях, предусмотренных Законом «О бухгалтерском учете и отчетности»);
-    книгу покупок – ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (для крупных плательщиков ведение книги покупок обязательно, и учетной политикой не может быть предусмотрено иное).
Документы представляются в электронной форме.

Расширение сферы электронного декларирования
Как было:
Обязательность представления налоговых деклараций в электронной форме существовала только для плательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышала 50 человек.

Как стало:
Электронные декларации необходимо будет в обязательном порядке представлять также всем тем, кто является плательщиком НДС, что значительно расширит сферу электронного декларирования. Данное изменение, безусловно, организационно упрощает налоговое администрирование, но, с учетом порядка получения ключей ЭЦП, увеличит финансовые и временные затраты.

Трансфертное ценообразование
Как было:
Порогом отклонения цены реализации товаров от рыночной стоимости для целей применения норм НК о трансфертном ценообразовании во внешнеторговой деятельности было 60%. При этом к внешнеторговой деятельности относились и продажа и приобретение товаров по сделкам с иностранными лицами.

Как стало:
Порог отклонения снижен до 20%. К внешнеторговой деятельности относится только продажа товаров иностранным лицам. Полагаем, что такой размер отклонения в высокорентабельных видах деятельности может быть связан с предоставлением нормальной скидки, со стремлением увеличить объем экспортируемых товаров. В таких ситуациях комментируемое изменение может негативно сказаться на деятельности продавцов таких товаров.

Чем мы можем помочь
Специалисты Revera Consulting Group готовы проконсультировать Вас по вопросам налогообложения и проведения налоговыми органами проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Санкции за нарушение налогового законодательства слишком велики. Не оставляйте себе шанс на ошибку!

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме