РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в налоговом законодательстве: республиканские налоги

15 Ноября 2013

Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2013г. № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Revera Consulting Group продолжает информировать Вас об изменениях, внесенных в НК. В настоящем сообщении рассматриваются наиболее значительные изменения, касающиеся республиканских налогов.

Налог на добавленную стоимость
Плательщики
Изменения коснулись порядка признания плательщиками НДС индивидуальных предпринимателей. Как и ранее, пороговой суммой является 40 000 евро за 3 предшествующих календарных месяца. Однако, если ранее с данной суммой сравнивалась только выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, то с 2014 года в расчете участвуют и внереализационные доходы от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества. Такой порядок расчета может привести к увеличению числа плательщиков НДС среди индивидуальных предпринимателей. Некоторой «компенсацией» данного нововведения является то, что с 2014 года с пороговой суммой сравнивается сумма выручки и внереализационных доходов без учета налогов и сборов, уплачиваемых из выручки (ранее они учитывались при расчете сравниваемой суммы).

Освобождение от НДС
Обороты по реализации почтовых марок, маркированных почтовых карточек и маркированных конвертов, а также обороты по реализации услуг почтовой связи по пересылке простых отправлений письменной корреспонденции (почтовая карточка, письмо, бандероль), принятых операторами почтовой связи для доставки (вручения) адресату исключены из перечня оборотов, освобождаемых от налогообложения. Такое изменение затрагивает всех субъектов хозяйствования, так как в той или иной мере почтовыми услугами пользуются все.
Акцизы
Из числа подакцизных товаров исключены микроавтобусы и легковые автомобили.
Ставки акцизов повышены.

Налог на прибыль
Изменения в НК предоставляют право  при переходе с особого режима налогообложения на общий при определении валовой прибыли учитывать затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, понесенные в период применения особого режима налогообложения, но относящиеся к выручке, полученной в период применения общего порядка. Такое нововведение улучшает положение плательщиков, осуществляющих такой переход.
Также, введены новые положения о корректировке выручки и затрат в случае  увеличения или уменьшения цены за реализованные или приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права. Такая  корректировка осуществляется на дату, на которую произведено указанное увеличение (уменьшение) цены.
Введено понятие инвестиционного вычета (вместо ранее применявшейся амортизационной премии). Если по общему правилу на затраты относятся амортизационные отчисления, что приводит к достаточно медленной «окупаемости» осуществленных вложений в основные средства, то инвестиционный вычет позволяет одномоментно при начале использования объекта основных средств отнести к затратам сумму, большую чем соответствующая доля амортизационных отчислений.   Инвестиционный вычет применяется в отношении основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, а также вложений в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией.
Инвестиционный вычет можно применить в следующих пределах:
-   по зданиям, сооружениям, устройствам передаточным – не более 10% первоначальной стоимости (стоимости вложений);
-    по машинам, оборудованию – не более 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений).
В 2014 году организации могут отражать в составе затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы с применением повышающего коэффициента до 1,5 включительно. Данное право распространяется только на такие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, результатом которых не стало создание нематериального актива и которые зарегистрированы в государственном реестре научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Рассматриваемое нововведение позволит снизить налоговую нагрузку на лица, которые осуществляют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль
Главным изменением является то, что с 2014 года отменена уплата налога на прибыль текущими платежами.
Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Отчетным периодом является календарный квартал, а по дивидендам – календарный месяц.
Это означает, что налог на прибыль по результатам работы в 2014 году организации должны исчислять ежеквартально нарастающим итогом с начала года, а налог на прибыль с дивидендов, начисленных белорусским организациям, – ежемесячно. Налоговые декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога на прибыль производится по итогам истекшего отчетного периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а за четвертый квартал 2014 года – авансовым платежом не позднее 22.12.2014 (в размере 2/3 суммы налога на прибыль за третий квартал 2014 года), а не позднее 22.01.2015 производится доплата налога по итогам 2014 года по результатам произведенного перерасчета в целом за год.
Ежеквартальная уплата налога на прибыль исходя из фактических результатов деятельности за календарный квартал сделает нагрузку на плательщиков более равномерной и соответствующей фактическим результатам деятельности.

Налог на недвижимость
Перечень объектов налогообложения дополнен следующими:
-    капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, подлежащие государственной регистрации, состоящие на учете (находящиеся на балансе) плательщиков-организаций, до их государственной регистрации;
-    капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, находящиеся в государственной собственности, переданные в безвозмездное пользование акционерным обществам, созданным в процессе преобразования арендных, коллективных (народных), государственных, государственных унитарных предприятий;
-    здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций.
В перечне объектов, освобождаемых от налога на недвижимость, произошли изменения. Так, установлено, что освобождение касается не всех объектов, имеющих статус материальных историко-культурных ценностей. Положение об освобождении от уплаты налога не распространяется на относящиеся к данной категории капитальные строения, используемые организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме капитальных строений бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.
Аналогичное исключение из общего правила об освобождении от налога предусмотрено для уплаты земельного налога по земельным участкам, занятым материальными историко-культурными ценностями.
Повышены ставки земельного налога по некоторым видам земель.

Экологический налог
Изменения в НК предусматривают, что объектами налогообложения не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год. Ранее для этих целей объемы выбросов, не признаваемых объектами налогообложения, устанавливались отдельно по 1 – 4 классам опасности, и максимальный объем, который можно было получить по ним в результате простого сложения (без учета того, что в разных организациях различное соотношение классов опасности образующихся выбросов) составлял 0,801 тонны в год.
Ставки налога по выбросам в атмосферный воздух установлены по 2 – 4 классам опасности. В целом можно сделать вывод, что ставки налога по всем объектам повышены.
Исключен понижающий коэффициент 0,5, применявшийся к ставкам налога на выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сгорании биогаза и биотоплива для получения тепловой и (или) электрической энергии.
Увеличены сроки подачи налоговых деклараций плательщиками, исчисляющими налог в упрощенном порядке. Напомним, что плательщики имеют право уплаты налога исходя из установленных годовых объемов выбросов, сбросов, хранения, указанных в соответствующих разрешениях. В этом случае плательщики представляют налоговые декларации на основании фактических объемов выбросов, сбросов, хранения не позднее 20 февраля (ранее – не позднее 20 января) года, следующего за истекшим годом. Доплата налога в этом случае производится не позднее 22 февраля (ранее – не позднее 22 января) года, следующего за истекшим.
Для остальных плательщиков экологического налога сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога остались прежними.

Комментарий
В целом можно отметить, что законодателем предприняты шаги, с одной стороны, к упрощению налогового администрирования, с другой стороны, – к усилению налогового бремени плательщиков.

Чем мы можем помочь
Специалисты Revera Consulting Group готовы проконсультировать Вас по вопросам налогообложения и проведения налоговыми органами проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом специфики деятельности Вашей организации и применяемых режимов налогообложения.