РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в правовом регулировании автомобильных перевозок грузов

18 Марта 2016

Компания REVERA сообщает, что 11 марта 2016г. вступило в законную силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 102 от 5 февраля 2016г. «О внесении изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок грузов».

Постановлением внесен ряд изменений в Правила автомобильных перевозок грузов (далее – Правила), касающихся оформления документов для осуществления автомобильной перевозки, а также разграничена ответственность грузоотправителя и перевозчика за правильность их оформления и наличие/отсутствие.

Данные изменения могут повлиять на сложившуюся судебную практику привлечения  перевозчиков к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Рассматриваемые изменения будут интересны субъектам хозяйствования, выступающим в качестве перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей при осуществлении автомобильных перевозок грузов, а также юристам и иным лицам, сталкивающимся с необходимостью защиты прав и законных интересов указанных лиц.

Анализ основных изменений

1.  Отменена обязанность оформления ТТН при осуществлении автомобильной перевозки грузов за пределы Республики Беларусь, а также через территорию Республики Беларусь (транзитная автомобильная перевозка).

Как было

Ранее при осуществлении международной перевозки грузов было предусмотрено обязательное оформление как ТТН, так и накладной «CMR» (п. 340 Правил в ред. от 16.03.2015). 

В пункте 23 Правил предусматривалось два случая, когда допускалось неоформление ТТН – при перевозке грузов:

1)  нетоварного характера или грузов, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, если по условиям соответствующего договора не требуется организовывать их учет путем замера, взвешивания, геодезического замера;

2)  поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя.

Во втором случае необходимо было наличие только накладной «CMR» с приложением счета-фактуры (invoice) и других документов, оформленных грузоотправителем.

Как стало

Предусмотрено, что оформление ТТН не требуется также при перевозке за пределы Республики Беларусь, а также через территорию Республики Беларусь (транзитные перевозки) (абз. 4 п. 23 Правил).  В этом случае сопроводительными документами на груз являются накладная «CMR» и другие грузосопроводительные документы, оформленные грузоотправителем.

2.  Четко разграничены обязанности автомобильного перевозчика и грузоотправителя в части оформления и передачи водителю документов.

Как было

Ранее в Правилах был сформулирован единый перечень документов, которые водитель должен иметь при осуществлении автомобильной перевозки грузов (п. 340 Правил в ред. от 16.03.2015).

Как стало

В действующей редакции Правил четко разграничены обязанности по предоставлению документов водителю перевозчиком и грузоотправителем (п. 15 и 22 Правил соответственно).

Теперь в Правилах прямо закреплено, что автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы, при этом проверять правильность оформления и полноту наличия грузосопроводительных документов автомобильный перевозчик не обязан(абз. 11 ч. 1 п. 353 Правил).

Обращаем внимание, что такая норма существовала и раньше и была закреплена в ст. 41 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и ст. 11 Конвенции ООН «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» от 19.05.1956.

Несмотря на это сформировалась судебная практика налагать на перевозчиков помимо штрафа дополнительное административное взыскание в виде взыскания стоимости перевозимого товара.

Комментарии

Указанные изменения направлены на четкую регламентацию, какой пакет документов и кем должен быть оформлен при осуществлении автомобильной перевозки грузов в целях разграничения ответственности перевозчика и грузоотправителя.

Полагаем, что описанные изменения могут стать подспорьем для постепенного изменения судебной практики в части применения дополнительного взыскания в виде взыскания стоимости перевозимого товара.

Однако обращаем внимание, что в целях минимизации риска привлечения перевозчика к административной ответственности следует проверять предоставленный грузоотправителем пакет документов как минимум на предмет его достаточности и отказываться принимать груз к перевозке в случае, если грузоотправитель отказывается предоставить полный пакет документов.

Чем мы можем помочь

Адвокаты REVERA готовы оказать юридическую помощь по вопросам разъяснения законодательства, а также представления интересов юридических лиц в административном процессе. 

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Елена Мельникова

Адвокат

+375 17 226 10 26

info@revera.by