РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в правовом регулировании строительной деятельности

11 Января 2016

Revera сообщает, что 01 января 2016 года официально опубликован Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» от 30 декабря 2015 года № 334-З (далее – Закон № 334-З), который предусматривает внесение изменений и дополнений в правовое регулирование строительной деятельности.

Положения Закона № 334-З вступают в силу 02 июля 2016 года.

Анализ изменений

Сфера действия Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»

Изменена сфера действия Закона Республики «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 05 июля 2004 года № 300-З (далее – Закон № 300-З).

Так, со 02 июля действие Закона № 300-З не будет регулировать правоотношения при выполнении работ по переустройству и (или) перепланировке квартир в многоквартирных жилых домах, переустройству и (или) перепланировке, реконструкции блокированных и одноквартирных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, а также осуществление военного строительства.

Ранее из сферы действия Закона № 300-З исключались только правоотношения, связанные с осуществлением военного строительства.

Введено понятие руководителя (управляющего) проекта

Под руководителем (управляющим) проекта понимается специалист, назначаемый заказчиком, застройщиком из числа работников, имеющих квалификационный аттестат, выдаваемый в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Данная норма логично закрепила и обобщила отдельные положения законодательства, касающиеся привлечения руководителя (управляющего) проекта, а также требований к нему, установленных Указом № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26).

Определен перечень субъектов, которые не вправе участвовать в процедуре закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов

Новая редакция ч. 2 ст. 57 Закона № 300-З предусматривает, что участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не могут выступать:

- организаторы проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

- учредители, участники, собственники имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

- дочерние унитарные предприятия, дочерние или зависимые хозяйственные общества, обособленные структурные подразделения (филиалы) организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

- юридические лица, находящиеся в процессе реорганизации, за исключением юридических лиц, к которым присоединяются другие юридические лица;

- юридические лица (индивидуальные предприниматели), находящиеся в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанные в установленном порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридических лиц, находящихся в процедуре санации;

- лица, включенные в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

- лица, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве;

- лица, включенные в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Ранее законодательством ограничения к субъектному составу участников процедуры закупок в строительстве не устанавливались.

Внесены изменения в отдельные положения, касающиеся приемки объектов в эксплуатацию

Нормы ст. 59-1 Закона № 300-З в новой редакции устанавливают возможность Президента Республики Беларусь предусматривать исключения из общего правила о необходимости соблюдения порядка приема объектов в эксплуатацию, установленного Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров от 06 июня 2011 года № 716. Фактически, это позволяет Президенту устанавливать как перечень случаев, при которых данный порядок не является обязательным, так и в индивидуальном порядке определять конкретные объекты, в отношении указанное Положение не применяется.

Также из состава приемочной комиссии исключены представители органов государственного пожарного надзора. При этом данные органы будут по-прежнему выдавать заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов проектной документации и техническим нормативным правовым актам.

Внесены изменения в положения о порядке разработки проектной документации и ведения авторского надзора

Нормы Закона № 300-З о порядке разработки и изменения проектной документации, в том числе касающиеся стадий проектирования, приведены в соответствие с положениями, установленными ранее в Указе № 26. 

Предпроектная документация

Ст. 51 Закона № 300-З предусматривает обязательную разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, которая включает в себя:

- обоснование инвестиций;

- задание на проектирование;

- иную документацию, определенную МАИС в зависимости от функционального назначения объекта.

При этом, разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной:

1) при возведении, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве блокированных и одноквартирных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории.

2) при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, личного подсобного хозяйства;

3) при осуществлении дачного, гаражного строительства, осуществляемого гражданами на предоставленных для этих целей земельных участках.

Стадийность проектирования

Законом № 300-З закреплены два варианта разработки проектной документации:

1) одностадийное проектирование (разрабатывается строительный проект);

2) двухстадийное проектирование (разрабатывается архитектурный и строительный проекты).

Выбор стадийности проектирования по общему правилу осуществляется заказчиком, застройщиком, если иное не определено законодательством Республикой Беларусь.

Авторский надзор

В Закон № 300-З внесены положения Указа № 26 об осуществлении авторского надзора лицами, не являющимися разработчиками проектной документации. Так, заказчик, застройщик вправе привлечь для оказания услуг по авторскому надзору иное лицо в случае невозможности осуществления авторского надзора разработчиком проектной документации, т.е. при его ликвидации (прекращении деятельности) либо наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность.

Закон № 300-З дополнен положениями об аттестации участников строительной деятельности

Общие требования аттестации

В Закон № 300-З введена статья 53-1, содержащая общие положения об аттестации исходя из норм Указа № 26 и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 года № 252.

Указанная статья предусматривает обязательную аттестацию юридических лиц при осуществлении строительной деятельности, а также отдельных физических лиц-работников строительных организаций.

Прекращение аттестата соответствия

Закон № 300-З дополнен нормами о прекращении аттестатов соответствия и квалификационных аттестатов по инициативе органов государственной экспертизы и органов государственного строительного надзора, введенные ранее постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01 апреля 2014 года № 301.

Так, аттестат соответствия юридического лица может быть прекращен:

- по ходатайству органов государственной экспертизы: при неоднократной в течение одного календарного года отрицательного заключения по проекту, разработанному с нарушением технических нормативных актов;

- по ходатайству органов государственного строительного надзора: при привлечении обладателя аттестата соответствия неоднократно в течение календарного года к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных актов.

Комментарий

Закон № 334-З принят в целях приведения законодательство в соответствие ранее принятым правовым актам, которые существенно изменили условия осуществления строительной деятельности, в частности Указу № 26.

При этом нововведение Закона о закупках в строительстве существенно ограничивает перечень лиц, которые могут выступать участниками процедуры торгов (переговоров) в строительстве.

Чем мы можем помочь

Специалисты Revera готовы оказать необходимую юридическую поддержку по всем вопросам, возникающим при осуществлении строительной деятельности на территории Республики Беларусь. 

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультанты

Анна Анискевич

Адвокат

+375 17 226 10 26

ava@revera.by

Ярослав Галенчик

Юрист

+375 17 226 10 26

yg@revera.by