Изменения в правовом регулировании УСН в 2016 году

Revera представляет Вашему вниманию обзор основных планируемых изменений в регулировании УСН в 2016 году. Представленная ниже информация основана на проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее — Проект) по состоянию на 8 сентября 2015 года. Обращаем Ваше внимание, что текст законопроекта может быть изменен, поэтому информация, представленная в обзоре, может отличаться от итогового регулирования УСН в 2016 году.

1. Условия применения УСН

Условия применения УСН в 2016 году организациями сохранятся прежними.

Размер валовой выручки:

до 9,4 млрд рублей для организаций, применяющих УСН без уплаты НДС;

до 13,7 млрд рублей для организаций, применяющих УСН с уплатой НДС.

Критерий средней численности:

не более 50 человек для применения УСН без НДС.

не более 100 человек для применения УСН с НДС.

При этом планируется значительное сокращение предельного размера валовой выручки, при котором возможно применение УСН, для индивидуальных предпринимателей — до 1,5 млрд рублей. С учетом текущего курса размер ежемесячной выручки не должен превышать 7 000 долларов США.

Отметим, что текущая версия Проекта сохраняет возможность применения индивидуальными предпринимателями как варианта УСН без НДС, так и УСН с НДС.

Принимая во внимание потенциальное сокращение предельно допустимого размера валовой выручки индивидуальным предпринимателям необходимо оценить величину своих доходов и, в случае превышения лимита, уже сейчас задуматься об инкорпорации компании либо о переходе на общую систему налогообложения.

2. Изменение льготы по налогу на недвижимость

В 2015 году плательщики налога при УСН вправе не уплачивать налог на недвижимость, если общая площадь находящихся у них в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест не превышает 1 500 кв. м.

С 2016 года планируется сократить величину максимальной общей площади до 1 000 кв. м., следствием чего станет увеличение с 2016 года числа плательщиков налога на недвижимость и, соответственно, размера аккумулируемых в бюджет налогов.

3. Кто не вправе применять УСН

С 2016 года не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели:

1) оказывающие (предоставляющие) субъектам торговли посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет услуги (права), связанные с размещением на информационном ресурсе информации о продаже товаров субъектом торговли и (или) субъекте торговли, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь, и (или) адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь интернет — магазин;

2) осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин;

При этом для сохранения права применять в 2016 году УСН организации и индивидуальные предприниматели должны до 1 января 2016 года прекратить оказание услуг интернет-площадок, исключить из Торгового реестра сведения о своем интернет-магазине. Однако такие оперативные меры могут представлять интерес только для тех налогоплательщиков, деятельность в сети Интернет для которых не является основной.

Основной же массе целесообразно пересмотреть существующую структуру бизнеса и задуматься над поиском нерезидентных партнеров.

3) унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканских государственно-общественных объединений), собственником имущества которых является Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, а также коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно- территориальным единицам).

В текущей версии Проекта имеет место противоречие норм, определяющих момент вступления в силу указанного ограничения. Однако есть вероятность, что правило начнет действовать с 1 июля 2016 года.

4. Налоговая база при УСН

Проект расширяет перечень объектов, не включаемых в валовую выручку при УСН:

а) суммы возмещаемых ссудодателю при передаче имущества в безвозмездное пользование расходов, связанных с имуществом, переданным в такое пользование, возникающих в связи с приобретением коммунальных услуг и других услуг по содержанию и эксплуатации этого имущества, а также расходов, обязанность возмещения ссудодателю которых предусмотрена Президентом Республики Беларусь (за исключением сумм расходов, которые относятся к работам (услугам), выполненным (оказанным) ссудодателем);

б) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели, их супруги, родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные).

Расширение перечня объектов, не включаемых в валовую выручку при УСН, за счет доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями от указанных выше коммерческих организаций, не является снижением налогового бремени, т.к. такие доходы уже с 1 января 2015 года подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц независимо от применяемой индивидуальными предпринимателями системы налогообложения.

5. Изменение порядка определения налоговой базы при выполнении проектных и строительных работ

С 2016 года планируется унификация подхода к определению налоговой базы при выполнении проектных и строительных работ как подрядными, так и субподрядными организациями.

Напомним, что в настоящий момент в валовую выручку генподрядчиков, применяющих УСН, включаются:

- суммы, полученные за выполнение работ собственными силами,

- превышение суммы, полученной за выполнение проектных и строительных работ, над суммой, уплаченной субподрядчику за выполнение указанных работ, и суммой, полученной за их выполнение собственными силами.

При этом в валовую выручку субподрядчиков, применяющих УСН, включаются как суммы, полученные за выполнение работ собственными силами, так и суммы, причитающиеся к перечислению сторонним организациям за выполненные работы.

Согласно Проекту при выполнении проектных и строительных в валовую выручку (субъект не конкретизирован, соответственно, норма будет применяться как к подрядчикам, так и к субподрядчикам) будут включаться:

- стоимость проектных и строительных работ, в том числе выполненных третьими лицами,

- суммы, полученные (причитающиеся) в связи с расходами, связанными с выполнением указанных работ (в том числе с расходами, обусловленными проведением государственной экспертизы проектной документации), и не включенные в стоимость таких работ.

Таким образом, генподрядчикам, применяющим УСН в 2015 году, с учетом изменения порядка определения налоговой базы следует пересмотреть целесообразность применения УСН в 2016 году.

6. Увеличение ставки до 16 % в отношении отдельных видов внереализационных доходов

Проектом предусмотрено увеличить ставку налога при УСН до 16 % (тем самым уровняв ставку налога при УСН со ставкой подоходного налога с физических лиц) в отношении безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств.

Дополнительно напоминаем, что с 1 января 2016 года вступает в силу абз. 2 п. 147 ст. 1 Закон Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», исключающий возможность применения ставки 3 % организациями, осуществляющими розничную торговлю и не уплачивающих НДС.

Таким образом, планируемые изменения в регулировании УСН в 2016 году направлены на еще большее сокращение числа субъектов, сохраняющих право на применение такого специального режима налогообложения.

Чем мы можем помочь

Специалисты Revera готовы проконсультировать Вас по любым вопросам, связанным с применением УСН, а также по вопросам выбора оптимальной системы налогообложения с учетом грядущих изменений в законодательстве.