РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в регулировании строительной деятельности

22 Января 2014

Revera Consulting Group сообщает, что  Указом Президента Республики Беларусь
от 14 января 2014г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ) существенно меняется правовое регулирование строительной деятельности.

Анализ изменений


Новые требования к участникам рынка
1) Вводится обязательная аттестация соответствия для осуществления отдельных видов деятельности в строительстве, а также для работ по обследованию зданий и сооружений.
Конкретные виды деятельности, для осуществления которых будет необходим аттестат соответствия, равно как и порядок такой аттестации, должен быть утвержден Правительством.
По имеющейся информации планируется введение аттестатов 4 категорий, при этом от категории аттестата будет зависеть то, на объектах какого класса сложности организация вправе осуществлять функции генерального подрядчика или генерального проектировщика.
Указом предусмотрено, что осуществление видов работ в строительстве, подлежащих аттестации, без наличия такого аттестата запрещается.  Квалификация такого нарушения именно как запрещенной деятельности имеет существенное и важное значение: санкция пункта 2 статьи 12.7. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в качестве обязательного наказания за осуществление деятельности, запрещенной законодательными актами, предусматривает конфискацию дохода, полученного от такой деятельности. При этом в данной статье суммой дохода признается вся сумма полученной выручки без учета затрат.
2) Для заказчиков при строительстве объектов первого – четвертого класса сложности будет обязательным:
- либо привлечение инженерной организации (инженера) на основании договора об оказании инженерных услуг;
- либо назначение руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции и реставрации объекта строительства из числа работников заказчика. При этом
с 01 января 2015г. такой работник в обязательном порядке должен будет иметь квалификационный аттестат.
С учетом установленных СТБ П 2331-2013 «Классификация зданий и сооружений. Основные положения» критериев отнесения зданий к каждому из пяти классов сложности представляется, что большинство объектов, застройщиками по которым выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, будут относиться именно к объектам первого-четвертого класса сложности.
Соответственно, не следует откладывать на конец 2014 года решение вопроса с поиском и наймом аттестованного руководителя (управляющего) проекта.

Изменение стадийности проектирования
В отличие от действующего законодательства, предусматривающего возможность осуществлять разработку проектной документации в одну, две или три стадии, Указом предусмотрено исключительно два варианта: проектирование в одну стадию (в составе строительного проекта) и в две стадии (в составе архитектурного и строительного проекта).
При этом Указом вводится требование о разработке предпроектной (предынвестиционной) документации в обязательном порядке для объектов 1-4 классов сложности при новом строительстве и реконструкции. Затраты на разработку такой документации будут включаться в сводный сметный расчет.
В настоящее время возможность осуществления параллельного проектирования не только предусмотрена законодательством, такое проектирование также получило и широкое распространение на практике, так как оно позволяло приступить к реализации строительства до того, как проект будет завершен целиком. Однако с даты вступления Указа в силу (с 01 апреля 2014г.) параллельное проектирование запрещается. Отдельные исключения возможны только по решению Президента.
Полагаем, что такое изменение подхода в вопросе параллельного проектирования вызвано стремлением повысить качество строящихся объектов, однако оно же может способствовать увеличению сроков реализации инвестиционных проектов.
В сторону послабления Указом изменяются требования к государственной экспертизе проектной документации на выделенные пусковые комплексы. Если в соответствии с действующими нормами проведение государственной экспертизы по проектной документации каждого пускового комплекса является обязательным, то в соответствии с Указом такая государственная экспертиза проводиться не будет.

Устранение пробелов в регулировании авторского надзора
Ни действующая редакция Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З
«Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», ни ТКП 45-1.03-207-2010 «Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения» не содержат норм, которые бы позволяли передать функции по авторскому надзору иной проектной организации в случае, например, банкротства или ликвидации организации – разработчика проектной документации.
Однако с момента вступления в силу Указа такая возможность у заказчиков строительства появится в случае невозможности осуществления разработчиком проектной документации авторского надзора за строительством (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, при наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность).
Полагаем, что к иным обстоятельствам, исключающим деятельность разработчика проектной документации, можно также отнести аннулирование или отзыв аттестата организации.

Вводится обязательное обеспечение гарантийных обязательств подрядчика
Такое обеспечение должно быть осуществлено в одной из следующих форм:
-    резервирование денежных средств в размере 1,5% стоимости выполненных на объекте работ на специальном счете до истечения гарантийного срока эксплуатации объекта;
-    предоставление банковской гарантии;
-    заключение договора страхования ответственности по договору за неисполнение либо ненадлежащее исполнение гарантийных обязательств.
Для таких форм обеспечения, как банковская гарантия и страхование, Указом не определены такие, по нашему мнению, важные условия обеспечения как максимальная сумма, подлежащая уплате по гарантии, банк-гарант или критерии его определения, либо размер страховой суммы по договору страхования и критерии выбора страховщика. Представляется, что если такие условия обеспечения либо критерии их определения не будут установлены законодательством при внесении изменений в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, то стороны будут вправе самостоятельно определять их в договоре.
Важным является то, что обеспечение гарантийных обязательств является обязательным не для всех подрядчиков и распространяется только на договоры строительного подряда, заключаемые для строительства объектов жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения. Также из нормы Указа следует, что обязанность по предоставлению такого обеспечения не возлагается на субподрядчиков, привлекаемых на выполнение отдельных видов работ генеральным подрядчиком.

Новые меры административной ответственности за нарушение условий договоров в строительстве
Указом предусмотрено 14 новых составов административных правонарушений, ранее не существовавших в законодательстве Республики Беларусь. При этом значительное число действий, за которые Указом устанавливается административная ответственность, по своей сути является нарушением условий гражданско-правовых договоров, заключаемых между участниками строительной деятельности. Таковыми являются, например, нарушение сроков проектных работ, неисполнение подрядчиком гарантийных обязательств, нарушение сроков сдачи строительных работ и другие.
Соответственно, следует учитывать, что с даты вступления Указа в силу за нарушение договорных обязательств в строительстве возможно не только наложение санкций, предусмотренных договором, но и привлечение к административной ответственности организации – нарушителя либо ее должностных лиц.

Комментарий
Указ принят в целях совершенствования управления строительной отраслью. Однако, как представляется, реализация Указа приведет не столько к совершенствованию и наведению порядка в отрасли, сколько к сокращению числа участников рынка, как в области собственно строительства, так и в области проектирования.  Введение обязательной аттестации строительных организаций, требований об обязательном обеспечении гарантийных обязательств будет давать существенные преимущества крупным подрядчикам и проектировщикам в борьбе за новые заказы и проекты.
С учетом введения большого количества новых составов административных правонарушений, а также наделения органов Комитета государственного контроля правом составлять протоколы и рассматривать дела по таким правонарушениям следует ожидать большого числа проверок и административных производств в отношении организаций строительной отрасли.



Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме