РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения в сфере зелёной энергетики: ее развитие в Беларуси под вопросом

25 Мая 2017

Меняются правила игры в сфере зеленой энергетики.
 
 

2 мая был определен размер квот на создание установок по производству зеленой энергии. Их общий объем оказался незначительным, что может означать постепенное сворачивание развития возобновляемой энергетики в Беларуси.

В последние несколько лет сфера зеленой энергетики в Беларуси, к которой относится энергия солнца, ветра, воды, биогаза, получила достаточно активное развитие. Построены несколько крупных солнечных электростанций, ветровые установки.

На 1 января 2017 года их мощность составила 186, 2 МВт, то есть 1-2 % всей мощности, вырабатываемойэнергосистемой страны (для сравнения – 0,2 % в 2011).

Планируется, что к 2020 году эта цифра составит 6 %. Беларусь по этому показателю значительно уступает странам‐лидерам (Исландия уже почти полностью перешла только на возобновляемые источники энергии, а Германия с их помощью может полностью обеспечивать себя энергией), но опережает, например, Россию.

 


 

  – Развитию зеленой энергетики во многом способствуют гарантии, которые государство предоставляет ее производителям. Так, до 2015 года инвесторы могли строить установки по производству зеленой энергии фактически без ограничений по мощности, а государство через «Белэнерго» обязано было закупать всю предложенную энергию по крайне привлекательным тарифам (в несколько раз выше, чем для конечных потребителей). Понятно, что такая ситуация не могла долго оставаться без изменений, так как финансовые возможности государства и «Белэнерго» не безграничны, – комментирует юрист практики строительства и недвижимости юридической компании REVERA Александр Антонов.

2015 год стал определяющим для развития зеленой энергетики в Беларуси – были введены квоты на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии. Вот уже как 2 года специальная комиссия определяет суммарную мощность установок, и уже в ее рамках государство обязуется закупать ее по высоким тарифам через электросети, куда поступает выработанная «зеленая» энергия. Государство сегодня готово покупать энергию и у собственников установок, которые строятся вне квот, однако размер конечного тарифа для них в несколько раз ниже. Для сравнения: для установок, строящихся вне квот, размер тарифа составляет около 8 евроцентов в эквиваленте; для установок, строящихся в рамках квот – около 13 евроцентов и выше.

При  этом тарифы на зеленую энергию в Беларуси – одни из наиболее высоких (т.е. привлекательных для инвесторов) в Европе, даже несмотря на их постепенное снижение. С развитием новых технологий размер затрат на производство зеленой энергии ежегодно уменьшается, а, следовательно, не исключено, что в ближайшем будущем даже строительство установок вне квот будет экономически выгодно.

 


 Роль постановления Совета Министров № 305

Накануне установления объема квот было принято постановление Совета Министров от 26 апреля № 305, которым механизм установления и распределения квот был уточнен. Порядок определения того, кто получит право на строительство установок по производству зеленой энергии, стал понятным и прозрачным.

Среди лиц, претендующих на получение квот, ежегодно проводится конкурс. При определении победителей конкурса учитывается несколько критериев. До принятия постановления № 305 критерии для разных типов энергии были разными, их число доходило до 6, а методика определения победителей была не совсем понятна. Теперь же список критериев стал единым.

Постановление № 305
также закрепило важный процедурный момент: в отдельных случаях в работе комиссии могут принимать участие представители претендентов. Их участие может понадобиться, когда несколько лиц получили равное количество баллов по своим заявкам. По новым правилам, между ними будет проводиться дополнительный «аукцион» на предмет снижения предлагаемого тарифа (коэффициента). Ранее же все спорные момент решались, в основном, кулуарно (без присутствия самих участников конкурса).

 


 

 – Безусловно, ясность процедурных моментов распределения квот для инвесторов важна, - комментирует Александр Антонов. – В то же время, есть основания утверждать, что в целом дальнейшее развитие зеленой энергетики в Беларуси остается под вопросом. В частности, министерство энергетики даже прорабатывает идею введения моратория на строительство блок-станций, работающих с использованием возобновляемых источников энергии и природного газа. Не последнюю роль в этом, на мой взгляд, играет скорый ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС, энергию которой каким-то образом нужно будет использовать. Многие ожидали принятия постановления № 305 как нового импульса к развитию возобновляемых источников энергии, однако этого не произошло.

 Более того, состоялось заседание Республиканской межведомственной комиссии по установлению и распределению квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии, на котором были распределены очередные квоты (на 2020 год). Общая мощность для солнца – 5,025 МВт, для биогаза - 2,72 МВт. Понять, как незначительны эти объемы,  поможет простой пример: мощность только одной солнечной электростанции, построенной недавно в Брагине, составляет 18,48 МВт.

 

Kонсультант

Александр Антонов

Юрист

+375 17 226 10 26

aa@revera.by