РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

Изменения в статью 15 Налогового кодекса про основания для признания иностранной организации белорусской не планируются. Что это значит?

26 Ноября 2018

В рамках работы по изменению Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) предлагалось скорректировать статью 15 НК, установив в ней норму, согласно которой иностранная организация может быть признана белорусской в случае:

1) бездействия иностранной организации в государстве, по законодательству которого она создана,

2) осуществления фактического управления такой иностранной организацией с территории Республики Беларусь.

Проект НК не предусматривал четких и однозначных критериев для признания иностранной организации белорусской, процедуры такого признания, налоговых и иных последствий для иностранной организации. Не содержалось также процедуры добровольной постановки на учет. Возможно поэтому проект НК в части статьи 15 вызвал резонанс и обоснованные опасения со стороны бизнеса.

В проекте НК, размещенном на сайте Министерства финансов в настоящее время (проект от 17.10.2018), статья 15 не содержит изменений.

Как понять в каких случаях иностранная компания может быть признана белорусской?

Для того, чтобы в этом разобраться, нужно понимать, какие критерии устанавливает НК для белорусской организации и что понимается под “местом нахождения” организации.

В текущей редакции НК статья 14 НК устанавливает, что:

- белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь.
- иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.

Согласно пункту 1 статьи 15 НК в действующей редакции «местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено настоящей статьей». При этом пункт 2 статьи 15 НК в действующей редакции устанавливает, что:

- при отсутствии (бездействии) места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами).

- при отсутствии (бездействии) высшего органа управления местом нахождения организации признается место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа управления (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организацией).

- при отсутствии (бездействии) исполнительного органа управления местом нахождения организации признается место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией, либо место, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации, либо место жительства ее руководителя, учредителя или участника.

То есть, в действующей редакции НК статья 15 также устанавливает, что при отсутствии (бездействии) места государственной регистрации организации, место ее нахождения определяется по нахождению высшего органа или по месту, где принимаются ключевые решения по управлению организацией, или по месту, в котором находятся основные бухгалтерские документы, или по месту жительства ее руководителя, учредителя или участника.

Поэтому иностранные организации, управление которыми сегодня осуществляется с территории Беларуси, должны учитывать текущие статьи 14, 15 НК и все же предусмотренную возможность признания их налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Что дальше?

И хотя в настоящее время данная статья не имеет широкого применения, в законодательстве она есть и в дальнейшем будет более детально урегулирована, возможно по примеру Российской Федерации. В Налоговом кодексе РФ правила признания иностранной организации налоговым резидентом РФ были установлены в 2015 году. Предусмотренные основания описывают ситуации, в которых  иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, признаются налоговыми резидентами РФ. Например, когда  исполнительный орган (исполнительные органы) иностранной организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ.

Также предусмотрены случаи, которые сами по себе не признаются осуществлением управления иностранной организацией из РФ – например, подготовка и/или принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации.

Кроме этого, в РФ существует добровольная процедура постановки на учет иностранных компаний в налоговых органах как налоговых резидентов РФ и процедура добровольного снятия с учета.

Полагаем, что правила, сложившиеся и закрепленные в РФ по признанию иностранных организаций налоговыми резидентами РФ, могут быть частично переняты в Беларуси – включая более понятные основания для такого признания и добровольный порядок постановки на налоговый учет.

 

 

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультанты

Виктор Статкевич

Советник по налоговым и финансовым вопросам

+ 375 17 226 10 26

vgs@revera.by

Екатерина Попова

Юрист

+375 17 226 10 26

eop@revera.by