РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Изменения законодательства в сфере торговли вступили в силу

23 Июля 2014

22 июля 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон № 128-З). Новый закон вносит существенные изменения в регулирование торговли и общественного питания (расширение понятийного аппарата, определение государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания, установление требований к созданию и организации работы рынков, торговых центров, ярмарок, фирменных магазинов и фирменных секций и др.). В развитие норм Закона № 128-З был принят пакет нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы торговли.

Revera Consulting Group представляет Вашему вниманию обзор основных изменений в сфере торговли, принятых в развитие норм Закона № 128-З. Данная информация будет полезна субъектам хозяйствования, выполняющим функции администрации рынков, занимающимся торговлей на рынках, владельцам комиссионных магазинов, а также иным субъектам, тем или иным образом имеющим отношение к торговле.

Анализ основных изменений

Функционирование рынков

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 № 686 «О создании и функционировании рынков» (далее – Постановление № 686) был внесен ряд изменений в деятельность рынков.

      1. Изменен понятийный аппарат. Постановлением № 686 введены понятия схемы рынка, экспликации, уточнены понятия животные, торговый ряд.

      2. Установлены дополнительные гарантии защиты прав потребителей. Теперь администрация рынка обязана оказывать покупателям содействие в защите их прав путем предоставления информации о продавце, фиксации факта обращения потребителя и передачи претензии покупателя продавцу в случае его отсутствия.

      3. Регламентирован порядок создания рынка.

Этапы создания рынка:

1) Разработка схемы рынка, представление ее на согласование в городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в г. Минске по месту нахождения рынка (далее – уполномоченный орган).

2) Согласование схемы рынка уполномоченным органом с органом государственного пожарного надзора по месту нахождения рынка (для всех видов рынков), с государственной ветеринарной службой по месту нахождения рынка (для зооботанических рынков, а также рынков, на которых осуществляется продажа продовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции)

3) Выдача уполномоченным органом разрешения на создание рынка.

С момента получения разрешения на создание рынка юридическое лицо, индивидуальный предприниматель признаются администрацией рынка. Отметим, что ранее законодательство о торговле содержало лишь термин орган управления рынка, но не администрация рынка. Постановлением № 686 определен также момент создания рынка – день внесения сведений о рынке в Торговый реестр Республики Беларусь.

      4. Изменены требования к оборудованию и содержанию рынков.

Постановлением № 686 введены новые обязанности для администрации рынка по оборудованию рынков:

1)      обязанность оборудования торговых мест в соответствии со схемой рынка, административно-хозяйственных помещений и мест общего пользования;

2)      обязанность оборудования (при наличии условий) обособленной от торговых мест автомобильной парковки для автотранспортных средств продавцов и покупателей;

3)      обязанность обеспечения условий по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), соответствующих техническим нормативным правовым актам и техническим регламентам Таможенного союза.

       5. Изменен порядок предоставления торговых мест на рынке.

Постановлением № 686 введено понятие договора о предоставлении торгового места, определен перечень существенных условий для таких договоров, изменен перечень документов, представляемых администрации рынка для получения торгового места.

Предоставление торгового места на рынке

 

Как было

Как стало

Документы для получения торгового места (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

1)                  заявление о предоставлении торгового места;

2)                  копия свидетельства о государственной регистрации с предъявлением оригинала, если эта копия не заверена нотариально;

3)                  копия документа о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в установленном порядке;

4)                  копии лицензий на осуществляемые виды деятельности

 

1)                  заявление о предоставлении торгового места;

2)                  перечень работников продавца и сведения о них;

3)                  копия свидетельства о государственной регистрации с предъявлением оригинала, если эта копия не заверена нотариально;

4)                  копии лицензий на осуществляемые виды деятельности;

5)                  копия документа, подтверждающего включение сведений об этом юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в Торговый реестр Республики Беларусь

Основание предоставления торгового места

договор аренды;

иной договор, содержащий элементы договора аренды (смешанный договор);

договор безвозмездного пользования

договор о предоставлении торгового места - договор аренды или иной договор, содержащий элементы договора аренды (смешанный договор), либо договор безвозмездного пользования

Существенные условия договоров, являющихся основанием для предоставления торгового места

1)                  номер и размер торгового места,

2)                  срок, на который оно предоставляется,

3)                  условия и размер арендной платы за торговое место и платы за оказание услуг (за исключением случая заключения договора безвозмездного пользования)

 

1)                  номер и размер торгового места,

2)                  срок, на который оно предоставляется,

3)                  условия и размер арендной платы за торговое место и платы за оказание услуг (за исключением случая заключения договора безвозмездного пользования)

4)                  право администрации рынка по письменному представлению уполномоченного контролирующего органа расторгнуть договор о предоставлении торгового места в случае неоднократного (два и более раза в течение 12 месяцев) нарушения продавцом законодательства о защите прав потребителей, правил продажи товаров              

         6. Создание реестра продавцов и договоров о предоставлении торговых мест.

Постановлением № 686 на администрацию рынка возложена обязанность по ведению реестра продавцов и договоров о предоставлении торговых мест. Администрация рынка должна обеспечивать своевременное (не позднее дня, следующего за днем получения уведомления от продавца об изменении сведений) и точное внесение записей в реестры.

Реестр продавцов

Реестр договоров о предоставлении торговых мест

Для юридических лиц

Для индивидуальных предпринимателей

Для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность

 
 - наименование,
 - место нахождения,
 - учетный номер плательщика,
 - сведения о работниках продавца (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства,
 - данные документа, удостоверяющего личность)

 

 - фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется),
 - место жительства,
 - учетный номер плательщика,
 - сведения о работниках продавца (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность),
 - данные документа, удостоверяющего личность

 

 - фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется),
 - место жительства,
 - сведения о гражданстве,
 - реквизиты справки (подтверждающей производство продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства физическим лицом или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства),
 - данные документа, удостоверяющего личность

 

 - дата и номер договора о предоставлении торговых мест,
 - номер и назначение торговых мест,
 - срок предоставления торгового места

Полагаем, что введение реестров продавцов и договоров о предоставлении торговых мест позволит усилить контроль над продавцами, как со стороны администрации рынка, так и со стороны контролирующих органов.

Классификация форм розничной торговли

Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014. № 24 введена классификация форм розничной торговли. Под формой розничной торговли понимается способ организации торгово-технологического процесса в зависимости от вида торгового объекта, приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров.

Формы розничной торговли:

  • комиссионная торговля
  • торговля в стационарных торговых объектах
  • торговля в нестационарных торговых объектах
  • торговля без (вне) торговых объектов
  • торговля по образцам
  • развозная торговля
  • разносная торговля
  • торговля на ярмарках
  • торговля на аукционах
  • торговля на рынках.

Отметим, что некоторые формы в качестве самостоятельных форм выделены впервые. Кроме того, приведенные в классификации определения некоторых форм торговли несколько отличаются от определений, содержащихся в ранее действовавшем законодательстве.

Определение торговли в стационарных, нестационарных торговых объектах, без (вне) торговых объектов приведено впервые. Выделение таких форм в качестве самостоятельных вызвано введением понятий стационарного и нестационарного торговых объектов Законом № 128-З.

Понятие торговли по образцам было расширено, в сравнении с понятием, содержащимся в старом законе о торговле. Это вызвано включением в торговлю по образцам посылочной торговли, ранее рассматриваемой в качестве самостоятельной формы торговли.

Изменилось и понятие разносной торговли, которой является торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов с использованием передвижных средств разносной торговли, представляющих собой специальные приспособления для торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления), либо без них. Отметим, что ранее законодательство выделяло торговлю с использованием автоматов в качестве самостоятельной формы торговли.

Понятия развозной торговли, торговли на ярмарках, на аукционах не претерпели значительных изменений. Понятие торговли на рынках сформулировано впервые, хотя подобная форма торговли существовала и ранее. Понятие комиссионной торговли несколько изменилось, но об этом далее.

Регулирование комиссионной торговли

22 июля 2014 г. вступила в силу новая редакция Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2007 № 744 (далее – Правила). В целом регулирование комиссионной торговли не претерпело существенных изменений. Однако на некоторые моменты хотелось бы обратить внимание.

В соответствии с новой редакцией Правил принятые на комиссию товары могут продаваться в комиссионном магазине или комиссионных секциях магазинов. Ранее допускалось осуществление данной формы торговли еще и в павильонах с торговым залом.

Изменен перечень товаров, которые не могут быть приняты на комиссию. Так, после принятия Правил не допускается принятие на комиссию государственных наград Республики Беларусь и СССР независимо от вида (ордена, медали или др.) и материалов, из которых изготовлены награды.

Изменены нормы, касающиеся предметов, которым придан статус историко-культурных ценностей. Ранее комитент должен был предоставить комиссионеру подтверждение согласования Министерством культуры изменения места нахождения (хранения), отчуждения или иным образом передачи прав собственности этой материальной историко-культурной ценности. Новая редакция Правил предусматривает, что Министерство культуры по-прежнему согласовывает изменение места нахождения (хранения) материальной движимой историко-культурной ценности, а отчуждение или передача иным образом прав собственности на историко-культурную ценность согласовывается облисполкомами (Мингорисполкомом).

Детализирован перечень видов ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Чем мы можем помочь

Специалисты Revera Consulting Group готовы проконсультировать Вашу организацию по вопросам применения законодательства о торговле, заключения необходимых договоров, прохождения административных процедур. Мы также готовы разработать для Вас формы договоров и иных документов, применяемых в торговле, а также иным образом быть полезными Вашему бизнесу.


Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Юлия Гоман

Юрист

+375 17 226 10 26

yun@revera.by