РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

Изменения в законодательстве о защите прав потребителей

26 Ноября 2018

23 декабря 2018г. вступают в силу изменения в Закон «О защите прав потребителей», которые внесены Законом № 111-З от 13 июня 2018г.

Нововведения связаны, прежде всего, с расширением круга прав потребителей, что означает появление дополнительных обязанностей у продавцов (производителей) и необходимость еще более внимательно следить за качеством работы с потребителями.

Ниже приводим обзор основных изменений в Закон «О защите прав потребителей».

1. Теперь продавец не сможет устанавливать разные цены на товар в зависимости от способа расчета (наличного или безналичного).

Было

Стало

В законе не содержался запрет устанавливать разные цены на товар в зависимости от способа расчета (в наличном или безналичном порядке).

Теперь прямо запрещено устанавливать различную стоимость товаров (работ, услуг) в зависимости от формы оплаты. При этом продавец может устанавливать скидки, иные формы стимулирования реализации товаров (работ, услуг), а также расчетов в безналичной форме.

Норма отсутствовала

п. 4 ст. 9-1 Закона о защите прав потребителей


Комментарий
: раньше некоторые продавцы устанавливали повышенную цену за товар при оплате в безналичной форме, чтобы компенсировать за счет потребителя проценты, которые уплачивались банку за эквайринг. Теперь даже если продавец уплачивает процент по договору эквайринга, увеличить стоимость товара, оплачиваемых безналично, он не вправе. Все платежи такого рода необходимо изначально учитывать при формировании цены товара.

2. Потребитель теперь всегда сможет в одностороннем отказаться от выполнения работ (оказания услуг), при условии оплаты исполнителю понесенных им расходов.

Было

Стало

Закон о защите прав потребителей не предоставлял потребителю возможность в одностороннем порядке отказаться от договора выполнения работ (оказания услуг).

Ст.736 Гражданского кодекса давало право одностороннего отказа от договора оказания услуг. От договора подряда по п. 4 ст. 669 Гражданского кодекса можно было отказаться только при наличии уважительных причин.

Потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Это не связано с допущенными изготовителем нарушениями, и означает безусловное право потребителя на односторонний отказ от договора.

Прямая норма с Законе о защите прав потребителей отсутствовала. П.4 ст.669 ст.736 Гражданского кодекса

ст. 38-1 Закона о защите прав потребителей

Комментарий: если внесенная потребителем денежная сумма больше понесенных исполнителем расходов, исполнитель обязан вернуть разницу потребителю в течение 14 дней со дня предъявления потребителем такого требования, если меньший срок не установлен договором.

3. Продавец может взыскать с потребителя расходы за хранение товара, который потребитель без уважительных причин не забрал, по истечению 2 месяцев со дня направления потребителю предупреждения.

Было

Стало

Не была прямо установлена возможность взыскать с потребителя расходы продавца (изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации) по хранению товара. Возмещение убытков возможно было на основании ст. 14 Гражданского кодекса.

Если потребитель не явился за товаром после проведения проверки качества товара, экспертизы товара или безвозмездного устранения недостатков товара, продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) вправе, в письменной форме предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня направления такого предупреждения взыскать с потребителя убытки, понесенные в связи с хранением товара, за исключением случая, если потребитель не мог забрать товар по уважительной причине.

Прямая норма отсутствовала, ст. 14 Гражданского кодекса

п. 15 ст. 20 Закона о защите прав потребителей


Комментарий
: для того, чтобы реализовать свое право на взыскание расходов по хранению, необходимо будет направить потребителю официальное извещение о необходимости забрать товар. Исходя из текста нормы не совсем понятно, что необходимо понимать под уважительными причинами, а также за какой именно период можно будет взыскать расходы по хранению. Предполагается, что ответы на эти вопросы будут даны судебной практикой.

4. Срок устранения недостатков в товаре может быть увеличен до 30 дней по письменному соглашению с потребителем.

Было

Стало

Недостатки товара должны были устраняться незамедлительно, а если незамедлительно устранить их невозможно - максимальный срок устранения недостатков не мог превышать 14 дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков.

Ранее действовавшие сроки устранения недостатков товара сохранены. Однако, появилась возможность по письменному соглашению с потребителем увеличить срок устранения недостатков в товаре, но не более чем на 30 дней.

п. 1 ст. 22 Закона о защите прав потребителя

ч. 1 п. 1 ст. 22 Закона о защите прав потребителей


Комментарий
: изменение позволяет защитить интересы продавца и найти компромисс с потребителем, если для устранения недостатков товара объективно требуется более длительный срок, чем 14 дней. Наличие письменного соглашения с потребителем о сроках устранения недостатков позволит продавцу избежать неустойки за нарушение права потребителя на устранение недостатков товара в срок не более 14 дней (неустойка в размере 1% за каждый день).

5. Расширение перечня случаев, когда потребитель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара при обнаружении в них недостатков.

Было

Стало

Потребитель мог потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара только в случае обнаружения его существенных недостатков. Такое требование потребитель мог предъявить в течение гарантийного срока или срока годности товара, а если они не установлены или меньше 2 лет – в течение 2 лет с момента передачи товара потребителю.

Потребитель может потребовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в течение 30 дней со дня передачи товара продавцом потребителю во всех случаях вне зависимости от характера недостатков.

По истечении 30 дней со дня передачи товара потребителю, он может потребовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случаях:

‑ обнаружения в товаре существенного недостатка;

‑ нарушения продавцом сроков безвозмездного устранения недостатков товара.

п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей

п. 7 ст. 20 Закона о защите прав потребителей


Примечание
: перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778. Под существенным недостатком понимается неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов.
Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Юлия Ошмян

Адвокат

+375 17 226 10 26

yo@revera.by