РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

Заключение ДФР о корректировке налоговой базы. Когда и кому

18 Июля 2019

16 июля 2019 г. вступила в силу  Инструкция о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации (далее – Инструкция). Данный акт принят в связи с отменой Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» и внесением изменений в Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Инструкция  определяет, в каких случаях Департамент  финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее – ДФР) направляет заключение об установлении оснований для корректировки налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога (далее – заключение), а когда информацию с предложением самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налог.

Заключение высылается субъекту предпринимательской деятельности, юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, которого «поймали» на занижении  налоговой базы (далее – субъект).

Информация с  предложением самостоятельно скорректировать налоговую базу высылается контрагентам субъекта, которые совершали с ним хозяйственные операции в период, за который налоговая база данного субъекта подлежит корректировке. Такой контрагент вправе предоставить пояснения контролирующим органам по исчислению и уплате налогов. В случае если после получения информации контрагент не скорректирует налоговую базу, в  отношении него может быть назначена внеплановая проверка. 

Как было раньше

По Указу № 488 ДФР составлял заключение в отношении структуры, включенной в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр) («при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения»).

Далее выносилось предписание в адрес контрагента по сделке со структурой из Реестра с требованием об исчислении и уплате налогов по конкретным хозяйственным операциям в порядке, определенном Указом № 488.

Добровольное исполнение предписания исключало привлечение к административной ответственности плательщика за неуплату или неполную уплату сумм налогов и сборов (на основании ч. 2-1 ст. 13.6 КоАП).

Предписание можно было обжаловать в местный орган ДФР, вынесший предписание. В случае подачи жалобы оно считалось утратившим силу. Однако его неисполнение являлось основанием для назначения внеплановой проверки.

Как стало

1. Установлены основания для составления заключения и направления информации

В соответствии с Инструкцией, чтобы составить заключение в отношении плательщика и применить п. 4 ст. 33 НК, контролирующие органы должны установить, доказать хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) на счета субъекта поступала выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и при этом в поданных налоговых декларациях такие объекты налогообложения не указаны, либо налоговые декларации вообще не были представлены в течение двух отчетных периодов подряд;

2) на счета субъекта за месяц поступила сумма, превышающая 5000 базовых величин (что составляет ориентировочно 127 500 BYN; 62 800 USD;  55 650 EUR), и при этом субъект не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили данные средства;

3) от имени субъекта действует не уполномоченное лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством.

Основание для направления информации контрагентам — совершение операций с субъектом в период, когда налоговая база субъекта подлежит корректировке.

2. Определено содержание заключения

Заключение будет содержать информацию о наименовании (имени) субъекта, УНП, основание составления заключения (согласно п. 4 ст. 33 НК), ссылку на подтверждающие документы и период, в течение которого налоговая база и уплаченный налог подлежат корректировке.

Та же информация, за исключением ссылки на подтверждающие документы, будет размещаться  на официальном сайте Комитета госконтроля (http://www.kgk.gov.by/ru).

3. Установлен порядок информирования и последствия для контрагентов плательщика.

ДФР будет определять контрагентов, с которыми субъект совершал хозяйственные операции в период, за который налоговая база данного субъекта подлежит корректировке.  Таким контрагентам будут направляться письма с информацией, содержащие наименование (имя) контрагента, УНП, ссылку на заключение, составленное в отношении субъекта, период, когда налоговая база субъекта подлежит корректировке, а также предложение самостоятельно осуществить корректировку налоговой базы.

У контрагента будет возможность представить в контролирующие органы пояснения, касательно исчисленных и уплаченных налогов.

Если контрагент не представит такие пояснения либо не скорректирует налоговую базу самостоятельно, в отношении него контролирующим органом может быть назначена внеплановая проверка.

Комментарий

В отличие от Указа № 488, конкретный механизм корректировки налоговой базы и суммы подлежащих уплате налогов в Инструкции не предусмотрен. Корректировка должна осуществляться в соответствии с нормами НК об уплате соответствующего налога (сбора).

Заключение теперь может быть составлено независимо от признания компании/ИП лжеструктурой.

Контрагенту теперь направляется не предписание, а информация. Получатель информации вправе представить пояснения по исчислению и уплате налогов (сборов) по указанным в ней операциям. В случае неосуществления корректировки и/или неуплаты налогов (сборов) в добровольном порядке может быть назначена внеплановая проверка.

Тем не менее, добровольное исполнение требований, изложенных в информации, не исключает возможность привлечения к административной и/или уголовной ответственности.

Полагаем, что норма ч. 2-1 ст. 13.6 КоАП, на основании которой добровольное исполнение требований ДФР исключало привлечение к административной ответственности по ст. 13.6 КоАП, будет приведена в соответствие с иными актами.

Однако необходимо понимать, что в ситуации, когда имеются основания для привлечения к уголовной ответственности по статье 243 УК («Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов»), добровольное исполнение может служить косвенным доказательством умысла на уклонение от уплаты налогов (сборов).

Механизм обжалования заключения/информации в Инструкции не регламентирован. Однако получатель заключения/информации вправе подать жалобу вышестоящему должностному лицу/органу либо обжаловать в экономический суд по правилам главы 25 ХПК заключение как ненормативный правовой акт или действия по направлению информации.

Тем не менее, поскольку заключение скорее всего будет составляться после проведения проверки и составления решения по акту проверки, целесообразно вначале обжаловать само решение по акту проверки.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме