РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

Налоговый кодекс 2015: изменения в Общую часть

20 Января 2015

Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» внесены значительные изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК). Нововведения затрагивают широкий круг плательщиков и касаются как общих вопросов налогового законодательства, так и отдельных режимов налогообложения.

Данное информационное сообщение, посвящено основным изменениям в Общую часть НК. Подготовленная информация послужит ориентиром не только для работников бухгалтерских и экономических служб, но и для тех, кто принимает управленческие решения, занимается формированием и развитием организационной структуры бизнеса.

Взаимозависимые лица

Категория взаимозависимых лиц по критерию «организация и ее учредитель с долей участия не менее 20%» расширена. Дополнено, что учитывается не только прямое, но и косвенное участие в организации. Измененный НК дополнен и правилами определения общей доли участия. Общая доля участия составляет сумму долей прямого и косвенного участия лица в организации. Косвенное участие определяется как произведение долей прямого участия в цепочке «участий». Эти правила используются в нескольких ситуациях, в частности в правилах «тонкой капитализации» (пределы отнесения на затраты отдельных видов контролируемой задолженности).

Обязанности плательщиков и иных лиц

Статья НК, посвящённая обязанностям плательщиков, дополнена двумя новыми пунктами. Так, постоянные представительства иностранных организаций в отношении осуществляемой ими на территории Республики Беларусь деятельности обязаны соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учёте и отчётности. Напомним, данная обязанность с 25.07.2014 была установлена Указом Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы».

Вторая обязанность касается всех организаций и индивидуальных предпринимателей. В случае возникновения задолженности перед бюджетом, ФСЗН, а также задолженности по административным штрафам (за правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения) им необходимо обеспечивать зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационных доходов на свои счета в банках. Данный порядок подлежит применению, начиная со дня образования задолженности до полного её погашения.

Кроме того, закреплены новые обязанности банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг и страховых организаций о сообщении в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информации, необходимой для обеспечения полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), которую в соответствии с международными договорами Республика Беларусь предоставляет налоговым органам иностранных государств.

Также установлена обязанность банков предоставлять сведения о коммерческой организации или индивидуальном предпринимателе в налоговый орган не позднее трёх рабочих дней с даты окончания месяца, в котором сумма денежных средств, поступивших на счета коммерческой организации или индивидуального предпринимателя за месяц, превысила 5 000 базовых величин (сейчас это 900 млн. бел. рублей).

Кроме того, банки теперь обязаны предоставлять налоговым органам сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц. Перечень таких сведений определяется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

Трансфертное ценообразование

Расширена сфера подконтрольных внешнеторговых сделок. Ранее они включали в себя сделки только по продаже товаров по цене. С 2015 года контролю подлежат внешнеторговые сделки по продаже/приобретению товаров (работ, услуг).  Кроме того, годовой лимит сумм сделок с одним лицом, при которых сделки подлежат контролю, снижен с 60 до 1 млрд. бел. рублей. Порог отличия цены сделки от рыночной, при котором сделка подлежит контролю, сохранен и составляет 20%.

Методы контроля дополнены методом сопоставимой рентабельности.

Внесенные изменения свидетельствуют о значительном расширении сферы контроля.

Реализация

К ситуациям, не признаваемым реализацией, отнесены:
- безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав потребителю рекламы, если указанные товары (работы, услуги), имущественные права являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования;
- передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в виде выигрыша при проведении рекламной игры.

Место реализации товара

Важное дополнение внесено и в ст. 32 НК, которая регулирует понятие «место реализации товара». Так, в НК теперь установлено, что территория Республики Беларусь признаётся местом реализации товара, если товары реализуются плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства – члена Таможенного союза. В случае если перевозка товара начата за пределами таможенной территории Таможенного союза и завершена в другом государстве – члене Таможенного союза и на территории Республики Беларусь товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
 
Дивиденды без исключений

Также произошли существенные изменения, касающиеся дивидендов. Из НК был исключён пункт, устанавливающий, какие выплаты не являются дивидендами. Таковыми, в частности, являлись:
- выплаты участнику (акционеру) организации в размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника (акционера) из состава участников (акционеров) организации, при выкупе доли (акций) самой организацией;
- выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяли процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров) либо изменяют ее не более чем на 0,01 процента.

Уплата налогов в иностранной валюте

Интересным нововведением является и то, что с 2015 года становится возможной уплата налогов, сборов (пошлин) и пеней в иностранной валюте (ранее это было возможно, только если положения о конкретном налоге предусматривали это). Пересчёт исчисленных в белорусских рублях сумм в иностранную валюту осуществляется по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на день уплаты.

Изменения в порядке учёта доверительных управляющих

С 2015 года расширен перечень ситуаций, при которых доверительный управляющий не обязан информировать налоговый орган о заключении договора доверительного управления. Введенные дополнительные исключения касаются доверительного управления:
- денежными средствами;
- ценными бумагами;
- фондом банковского управления.

Сертификаты налогового резидентства

С 2015 года налоговые органы уже не будут требовать свидетельствования (заверения) нотариусом или Белорусской торгово-промышленной палатой переводов документов, предоставляемых нерезидентами и подтверждающих их постоянное местонахождение в иностранном государстве для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения. При этом продолжают действовать правила о необходимости надлежащей легализации представляемых документов.

Пеня после разъяснения налоговых органов

Напомним, что НК устанавливает, что если плательщик не уплатил налоги на основании полученных им письменных разъяснений налогового органа, то в таком случае на неуплаченные суммы не начисляются пени. С 2015 года  предусмотрено, что спустя 10 дней после направления плательщику письменного разъяснения вышестоящим налоговым органом, отличного от первоначального разъяснения по тому же вопросу, начинает начисляться пеня на сумы налогов, сборов (пошлин), недоплаченные исходя из первоначальных разъяснений.

 
Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме