РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

Налоговый кодекс 2016: изменения в общую часть

11 Января 2016

Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон) внесены существенные изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК). Изменения касаются как общих вопросов налогообложения, так и отдельных режимов налогообложения.

Настоящим материалом, посвященным изменениям в общей части НК, Revera начинает цикл статей об изменениях, произошедших в НК в 2016 году. Представленная в настоящем обзоре информация не затрагивает все изменения, а только те, которые мы посчитали самыми важными и актуальными.

Анализ основных изменений

1. Взаимозависимые лица

Законом расширен круг взаимозависимых лиц, т.е. лиц, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. С 2016 года к взаимозависимым дополнительно относятся:

- организации, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов;

- организации, в составе коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых более 50 процентов – одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами по критерию близкого родства или свойства.

Напомним, что взаимозависимость в налоговом законодательстве влияет на несколько ситуаций, в частности, на возможность отнесения на затраты отдельных видов контролируемой задолженности (правила тонкой капитализации) и на трансфертное ценообразование. Таким образом, расширение круга взаимозависимых лиц приводит к увеличению числа сделок, попадающих под действие правил о трансфертном ценообразовании и отнесению на затраты отдельных видов задолженности (правил тонкой капитализации).

2. Налоговые льготы

Закреплено право использования льгот по налогам, сборам (пошлинам) юридическими лицами, возникшими в результате преобразования (изменения организационно-правовой формы) юридических лиц одного вида в юридические лица других видов.

3. Отменено право на уплату налогов в иностранной валюте

На протяжении 2015 года уплата налогов, сборов (пошлин) по выбору плательщика могла осуществляться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

В 2016 году уплата налогов в иностранной валюте допускается, только если положения о конкретном налоге предусматривают такую возможность. Например, НК закреплено, что оффшорный сбор уплачивается в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их перечисления. Уплата сбора за проезд осуществляется в евро, долларах США, российских рублях либо белорусских рублях. Плательщикам, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, предоставлена возможность уплачивать государственную пошлину в иностранной валюте.

4. Изменение сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) в индивидуальном порядке

Общая часть НК дополнена новой главой, посвященной изменению установленных законодательством сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней в индивидуальном порядке. Напомним, ранее возможность изменения сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) была установлена Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям».

Оснований для изменения сроков уплаты обязательных платежей немного и к ним относятся:

1) угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням;

2) задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного заказа;

3) сезонный характер производство и (или) реализация товаров (работ, услуг);

4) причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Изменение срока уплаты налогов осуществляется на срок до 1 года по решению Президента, областного, Минского городского, районного, городского Совета депутатов либо по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами.

Злоупотреблять правом на отсрочку (рассрочку) исполнения налоговых обязательств не стоит, т.к. при получении права на изменение срока уплаты налогов, сборов (пошлин) по основаниям 1 и 3 (угроза экономической несостоятельности, сезонный характер производства и (или) реализации), а также при получении налогового кредита плательщик обязан будет уплачивать проценты.

При этом проценты за получение отсрочки (рассрочки) начисляются в размере не менее ¼ процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты платежей в погашение отсроченных (рассроченных) сумм задолженности, за каждый день периода пользования отсрочкой (рассрочкой). За получение налогового кредита – не менее ½ процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, за каждый день периода пользования таким кредитом.

5. Расширение сферы электронного декларирования

Среднесписочная численность работников организации, при которой плательщики обязаны перейти на представление налоговых деклараций в виде электронного документа, сокращена с 50 до 15. При этом прямо предусмотрено, что при предоставлении декларации на бумажном носителе, когда плательщик обязан подать декларацию в виде электронного документа, декларация не считается предоставленной. Соответственно, в такой ситуации для плательщиков будут наступать последствия непредставления декларации в срок – привлечение к административной ответственности по ст. 13.4 КоАП.

Последствия непредставления электронной декларации в денежном выражении:

Для ИП и юридических лиц:

при просрочке не более трех дней - наложение административного штрафа в размере до 2 базовых величин на ИП, до 10 базовых величин на юридических лиц;

при просрочке более трех дней – наложение административного штрафа в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 базовых величин на ИП, в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 базовых величин на юридических лиц.

Для физических лиц:

при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) и просрочке более трех рабочих дней либо при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) и просрочке более двенадцати месяцев - наложение административного штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин.

6. Раскрытие информации об открытии электронных кошельков

С 2016 года банки обязаны предоставлять сведения в налоговые органы об открытии, закрытии, переоформлении электронных кошельков в течение одного рабочего дня после соответственно открытия, закрытия, переоформления. Примечательно, что банки должны предоставлять информацию об открытии электронных кошельков как организациями и индивидуальными предпринимателями, так и физическими лицами.

Напомним, ранее сведения об открытии электронных кошельков предоставлялись только по запросу контролирующих органов и в исключительных случаях.

7. Трансфертное ценообразование

Законом значительно расширен перечень сделок, подлежащих контролю налоговыми органами на соответствие налоговой базы по налогу на прибыль рыночным ценам, введен новый метод определения налоговой базы, установлены дополнительные обязанности плательщиков и др. Однако подробнее об особенностях трансфертного ценообразования будет рассказано в нашем следующем материале.

Чем мы можем помочь

Специалисты Revera готовы проконсультировать по вопросам изменения и применения налогового законодательства в 2016 году. 

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультанты

Юлия Гоман

Юрист

+375 17 388 22 78

yun@revera.by