РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Новеллы законодательства о борьбе с минимизацией налогов

28 Января 2016

REVERA сообщает, что 22 января 2016г. опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2016г. № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ № 14). Указом № 14 внесены изменения в Указ от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488) и Указ от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Указ № 14 устанавливает процедуру самостоятельного исчисления и уплаты сумм налогов организациями, взаимодействовавшими со структурами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).

Рассматриваемые новеллы будут интересны юристам, менеджерам и собственникам бизнеса.

Процедура самостоятельного исчисления и уплаты налогов по операциям со структурами, включенными в Реестр.

Как раньше

На практике нередко возникают ситуации, при которых субъекты хозяйствования узнают о том, что один из их контрагентов включён в Реестр. В таком случае у организации отсутствуют механизмы самостоятельного исчисления налогов и сборов по операциям со структурой из Реестра без проведения внеплановой проверки и последующего привлечения к ответственности за неуплату налогов.

Как будет.

Указом № 14 закрепляется следующая последовательность действий по самостоятельному налогообложению операций с субъектами, включенными в Реестр:

а) Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее – ДФР) составляется заключение в отношении структуры, включенной в Реестр при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения»).

б) По истечении 10 рабочих дней со дня получения заключения субъектом из Реестра (в случае обжалования заключения – со дня вручения (направления) решения по жалобе) – местным органом ДФР выносится предписание в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, совершавшего сделки со структурой из Реестра. Указанное предписание содержит требование об исчислении и уплате налогов по конкретным хозяйственным операциям в порядке, определенном Указом № 488; представлении в налоговый орган по месту постановки на учёт налоговой декларации (расчёта) с изменениями и (или) дополнениями; сообщении в течение 20 рабочих дней в местный орган ДФР информации о принятых мерах по исполнению предписания.

в) Добровольное исполнение предписания исключает привлечение к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя за неуплату или неполную уплату сумм налогов и сборов

г) При несогласии с предписанием имеется право в течение 20 рабочих дней со дня его получения подать возражения в вынесший предписание местный орган ДФР. В таком случае предписание считается утратившим силу.

д) В случае неисполнения предписания в течение 20 рабочих дней со дня его получения, или подачи возражений на предписание, местный орган ДФР вправе назначить и провести внеплановую проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам взаимодействия с соответствующей структурой из Реестра. Кроме того, заключение ДФР и сведения об организации, совершавшей сделки с субъектом из Реестра, могут быть направлены в налоговый орган по месту постановки на учёт для проведения внеплановой проверки.

К иным нововведениям Указа № 14 относится дополнительный критерий отнесения организации к высокой группе риска для назначения плановых проверок: наличие сведений о сделках с субъектами, включенными в Реестр.

Указ № 14 вступает в законную силу 22 апреля 2016г.

Комментарий

Указ № 14 устанавливает порядок самостоятельного налогообложения операций со структурами из Реестра, а также обеспечивает не привлечение к административной ответственности лиц, добровольно исполнивших предписания местных органов ДФР.

Вместе с тем,добровольное исполнение предписания не исключает возможность привлечения должностных лиц субъекта к уголовной ответственности по статье 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов») в случае доказывания умысла на совершение данного преступления и наличия ущерба в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

При подобном размере ущерба добровольное исполнение предписания может служить доказательством умышленности совершения хозяйственных операций со структурой из Реестра с целью уклонения от уплаты налогов.

Чем мы можем помочь

Адвокаты REVERA готовы оказать юридическую помощь по вопросам подготовки возражений на предписания местных органов ДФР, а также оспаривания результатов внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Kонсультанты

Андрей Толочко

Адвокат

+375 17 226 10 26

amt@revera.by

Елена Мельникова

Адвокат

+375 17 226 10 26

info@revera.by