РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Новое регулирование лизинговой деятельности

28 Февраля 2014

25.02.2014 Президент Республики Беларусь подписал Указ № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее – Указ). Данный законодательный акт меняет систему правового регулирования лизинга, вводит новые требования и правила осуществления этого вида деятельности.
Revera Consulting Group представляет Вашему вниманию анализ основных нововведений. Данная информация будет полезна не только лизинговым компаниям,
но и тем, кто планирует стать лизингополучателем.

Указ вступает в силу 01.09.2014, 
и к этому моменту нужно быть полностью готовыми к применению новых правил.

Лизингодатели

Если в настоящее время для осуществления лизинговой деятельности не требуется получения каких-либо лицензий, разрешений, соблюдения иных формальностей, то Указ вводит новый принцип допущения субъектов хозяйствования к осуществлению данного вида деятельности. С 01.09.2014 лизингодателями смогут выступать только юридические лица, включенные в реестр лизинговых организаций (далее – Реестр). Исключение сделано для:

  • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при условии заключения не более трех договоров лизинга в течение одного календарного года и (или) общей стоимости предметов лизинга, передаваемых по одному или нескольким договорам лизинга, заключенным этими лизингодателями в одном календарном году,
    менее 10 000 базовых величин;
  • иностранных организаций, осуществляющих лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • юридических лиц, имеющих право предоставлять имущество на условиях лизинга в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;
  • банков.

Таким образом, индивидуальные предприниматели смогут осуществлять лизинговую деятельность в весьма ограниченном по количеству сделок и стоимости предметов лизинга объеме.

Правила включения лизинговых организаций в Реестр

Единственным требованием, которое необходимо выполнить, чтобы быть включенным в Реестр, является формирование уставного фонда в размере не ниже суммы, эквивалентной 50 000 евро. Это требование не распространяется на лизинговые организации, которые будут осуществлять лизинговую деятельность на 01.09.2014. На такие организации возлагается обязанность сформировать свои уставные фонды:

  • на 01.07.2015 – в размере не менее суммы, эквивалентной 25 000 евро;
  • на 01.07.2016 – в размере не менее суммы, эквивалентной 50 000 евро.

Кроме послаблений при включении в Реестр такие организации имеют право осуществлять лизинговую деятельность без включения в Реестр до 01.03.2015.

Таким образом, если в настоящее время в Беларуси минимальные размеры уставных фондов установлены только для акционерных обществ, банков, страховых организаций, то с 01.09.2014 к числу таких юридических лиц будут относиться еще и лизинговые организации. Однако формирование уставного фонда в установленном Указом размере не является условием государственной регистрации организации. Данное требование должно быть выполнено именно для включения в Реестр.

Ведение Реестра осуществляет Нацбанк Беларуси. Для включения в реестр лизинговая организация представляет следующие документы:

  • заявление о включении в Реестр (форма будет утверждена Нацбанком);
  • копию устава;
  • копию документа, подтверждающего формирование уставного фонда.

Необходимо обратить внимание на то, что Указом не уточнено, каким образом должна быть заверена копия устава, а также – как должен быть подтвержден факт осуществления организацией лизинговой деятельности на 01.09.2014. Вероятно, это может быть сделано путем представления действующих договоров лизинга. Однако договоры могут быть заключены, но не исполняться. Более того, условия договоров могут предусматривать их конфиденциальность. Остается надеяться, что данные вопросы будут разрешены в нормативных правовых актах Нацбанка, которые будут приняты во исполнение Указа.

Включение в Реестр подтверждается свидетельством.

Указ предусматривает следующие основания для исключения из Реестра:

  • заявление самой лизинговой организации;
  • исключение лизинговой организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (т.е. прекращение ее существования в результате ликвидации, банкротства или реорганизации в форме слияния или присоединения к другому юридическому лицу);
  • систематическое (2 и более раза в течение календарного года) неисполнение лизинговой организацией письменного предписания об устранении нарушений и (или) требования Нацбанка об отстранении от работы руководителя и (или) главного бухгалтера лизинговой организации и (или) их заместителей;
  • несоблюдение лизинговой организацией требования в отношении минимального размера уставного фонда.

По последним двум основаниям Нацбанк вправе исключить лизинговую организацию из Реестра на срок до одного года. До истечения срока исключенная из Реестра лизинговая организация не сможет обратиться в Нацбанк за включением ее в Реестр.

На лизинговые организации, включенные в Реестр, и иностранные организации, осуществляющие лизинговую деятельность через постоянное представительство, возлагается обязанность по предоставлению отчетности и иной информации Нацбанку, в объеме и формах, определяемых Нацбанком.

Таким образом, в отношении лизинговой деятельности вводится процедура, по своему характеру сравнимая с лицензированием.

Лизингополучатели

Указ предусматривает, что имущество в лизинг смогут брать не только юридические лица и индивидуальные предприниматели – как сейчас, но и физические лица. С учетом тенденций ограничения потребительского кредитования это сможет стать выходом для многих граждан (конечно, при условии, что лизингодатели будут готовы с ними работать).

Требования к договорам лизинга и сублизинга

Установленный Указом перечень существенных условий договора лизинга почти совпадает с действующим в настоящее время перечнем. Новым существенным условием договора лизинга станет указание на то, какая из сторон договора осуществляет учет предмета лизинга на балансе в составе активов. Кроме того, вместо условия о цене договора в качестве существенного необходимо будет согласовывать условие о выкупной стоимости предмета лизинга (если выкуп предусмотрен договором). Вместо срока лизинга необходимо будет указывать срок временного владения и пользования предметом лизинга, что делает условие о сроке более корректным.

На первый взгляд, изменения, произошедшие в перечне существенных условий, незначительны. Однако их необходимо учитывать, т.к. существенными признаются те условия, без прямого согласования которых договор будет считаться незаключенным. Что касается договора сублизинга, то действующее законодательство не предусматривает специальных норм о его существенных условиях. В связи с этим к договору сублизинга в этой части применяются правила о договоре лизинга.

Указ же изменяет эту практику и в качестве специальных (т.е. дополнительных к тем, которые указаны в законодательстве) существенных условий договора сублизинга называет:

  • предмет лизинга;
  • стоимость предмета лизинга;
  • размер либо порядок определения размера, способ и периодичность внесения лизинговых платежей;
  • права сублизингополучателя в пределах прав лизингополучателя;
  • обязанности сублизингополучателя с учетом обязанностей лизингополучателя, в том числе по возврату предмета лизинга сублизингополучателем независимо от выполнения им своих обязательств не позднее срока, необходимого для выполнения требования лизингодателя досрочно возвратить предмет лизинга в случаях, установленных договором с лизингодателем или законодательством;
  • срок действия договора сублизинга в пределах срока действия договора лизинга;
  • ограничения по использованию предмета лизинга, предусмотренные договором лизинга.

Что касается договора купли-продажи имущества, приобретаемого для последующей передачи в лизинг, то, как и действующее законодательство, Указ предусматривает в качестве его существенного условия указание на то, что данное имущество предназначено для передачи в лизинг. Новшеством является то, что в договоре купли-продажи необходимо указывать конкретного лизингополучателя.

В качестве переходных положений предусматривается, что договоры лизинга и договоры купли-продажи имущества для последующей передачи в лизинг, заключенные до 01.09.2014, не подлежат приведению в соответствие с Указом и действуют до исполнения сторонами всех принятых по ним обязательств

Правомочия Нацбанка в сфере лизинга

Нацбанк получил широчайшие полномочия не только по правовому регулированию лизинга (теперь правила в этой сфере могут быть установлены только законами, указами, декретами, а также нормативными правовыми актами Нацбанка), но и по контролю за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности.

Особыми полномочиями Нацбанка в сфере лизинговой деятельности станут:

  • право выступать заказчиком аудиторской услуги по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности лизинговой организации, включенной в Реестр;
  • право предъявить в суд иск о ликвидации лизинговой организации по основаниям и в порядке, установленным законодательными актами;
  • право подать в суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) лизинговой организации;
  • право направить письменное требование о временном отстранении от работы руководителя и (или) главного бухгалтера лизинговой организации и (или) их заместителей до полного устранения нарушений, выявленных в ходе проверок, проводимых Нацбанком, если такая лизинговая организация систематически не исполняет предписания Нацбанка  об устранении таких нарушений.

Как видим, полномочия Нацбанка весьма широки и затрагивают разные стороны деятельности организации. В такой ситуации необходимо точно соблюдать законодательство и своевременно отслеживать его изменения. До 01.09.2014 должны быть приняты нормативные правовые акты Нацбанка, которые будут содержать более детальные нормы о лизинговой деятельности.

Чем мы можем помочь

Специалисты Revera Consulting Group готовы проконсультировать Вас по вопросам заключения и исполнения договоров лизинга, сублизинга и других договоров, опосредующих отношения в сфере лизинга, а также по вопросам, связанным с включением в Реестр лизинговых организаций, увеличением уставного фонда лизинговой организации и вопросам осуществления деятельности иностранных организаций на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Также мы будем продолжать оперативно информировать Вас обо всех изменениях законодательства.