РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Новое в административной ответственности за нарушения в области обращения спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий Revera Consulting Group обращает внимание на изменения законодательства по вопросам административной ответственности за нарушения в области предпринимательской деятельности, связанной с обращением спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий.

14 Ноября 2013

Revera Consulting Group обращает внимание на изменения законодательства по вопросам административной ответственности за нарушения в области предпринимательской деятельности, связанной с обращением спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий.

История вопроса:
Ответственность за нарушения в области предпринимательской деятельности, связанной с обращением спиртосодержащей продукции, этилового спирта  предусмотрена не только КоАП, но и Декретом Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 № 11
«О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Декрет № 11). По сравнению с КоАП Декрет № 11 предусматривает довольно высокие размеры санкций за нарушения, которые в нем указаны.
При этом ответственность, установленная Декретом № 11, подлежит применению
до вступления в силу соответствующих законов, вносящих изменения (дополнения)
в КоАП.
С 28.08.2013 все составы Декрета № 11 перенесены в КоАП с теми или иными изменениями.
Таким образом, изменения в КоАП, вступившие в силу 28.08.2013, сосредотачивают все нормы об ответственности в области обращения спиртосодержащей продукции в КОАП; сами же изменения касаются как составов и санкций, ранее закрепленных в КоАП, так и составов и санкций, ранее закрепленных в Декрете № 11.

I. Изменения в КоАП, связанные с переносом норм Декрета № 11 в КоАП.
1.1 Либерализация административной ответственности по сравнению с ответственностью, установленной Декретом № 11.
Как было:
Размер штрафа за ряд нарушений, установленных Декретом № 11, был значителен
(до 5 000 базовых величин). Кроме того, за ряд правонарушений была предусмотрена конфискация предмета правонарушения.  
Помимо этого, за некоторые правонарушения Декретом № 11 предусматривалась также конфискация выручки от реализации предмета правонарушения.
Как стало:
Размер штрафа за все правонарушения, с 28.08.2013 перенесенные из Декрета № 11
в КоАП, уменьшен. По некоторым составам предусмотрено изменение размера штрафа в 10 раз (например, с 28.08.2013 за нарушение порядка оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий на территории ЕЭП (п. 9 ст. 12.23 КоАП) максимальная граница штрафа, налагаемого на должностное лицо юридического лица снижена с 5 000 до 80 базовых величин).
В качестве меры ответственности по ряду введенных из Декрета № 11 в КоАП правонарушений исключена конфискация выручки от реализации предмета правонарушения (например, за розничную торговлю в магазинах и павильонах с торговым залом площадью менее 50 кв. метров)
Кроме того, для некоторых правонарушений в качестве меры ответственности предусмотрена альтернативная конфискация (в отличие от обязательной конфискации за такое правонарушение, ранее предусмотренное Декретом № 11).
1.2. Изменение состава субъектов, подлежащих ответственности.
Как было:
За все правонарушения, предусмотренные Декретом № 11, ответственности подлежали только должностные лица юридических лиц и индивидуальные предприниматели.
Как стало:
С 28.08.2013 ответственности за правонарушения, которые ранее наступала на основании Декрета № 11, подлежат как должностные лица юридического лица, так и сами юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

II. Изменения в административной ответственности, наступавшей в соответствии
с КоАП.  
2.1. Изменение размера и вида санкций.
Как было:
Ранее за правонарушения, предусмотренные статьями КоАП об ответственности за нарушения в области предпринимательской деятельности, связанной с обращением спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий, предупреждение как мера ответственности не предусматривалась.  
Ранее КоАП предусматривал только полную конфискацию предмета административного правонарушения (например, конфискация всего количества перемещаемой/ хранимой/изготавливаемой продукции и алкогольных напитков).
Как стало:
С 28.08.2013 за ряд правонарушений в качестве меры ответственности предусмотрено предупреждение (например, за нарушение порядка учета алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий
(п. 2, 4 ст. 12.21), несоблюдение требований по проверке подлинности акцизных марок Республики Беларусь и специальных марок на табачных изделиях и алкогольных напитках (ст. 12.24 КоАП) и др.
Коме того, по ряду правонарушений нижняя граница штрафа в санкции статьи исключена.
Вместе с тем, за некоторые правонарушения размер штрафа (как нижней, так и верхней границы) увеличен (например, за ввоз, производство и хранение алкогольных напитков с поддельными акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками (п. 4 ст. 12.23 КоАП) и др.
С 28.08.2013 введена частичная конфискация (например, конфискация табачных изделий в части, превышающей количество, допустимое к перемещению, хранению).
2.2. Расширение оснований для привлечения к административной ответственности.
Как было:
Ранее КоАП по некоторым правонарушениям предусматривал конкретный перечень требований, несоблюдение которых влечет административную ответственность.
Так, например, ранее был установлен исчерпывающий перечень требований к оборудованию для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта, а также для производства табачных изделий, за нарушение которых наступала ответственность.
Также в сфере розничной торговли алкогольными напитками ранее ответственность предусматривалась за торговлю с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств, а также в автолавках (автомагазинах), не относящихся к системе потребкооперации.
Как стало:
С 28.08.2013 диспозиции некоторых статей не содержат указаний на конкретные требования, несоблюдение которых влечет административную ответственность.
Так, например, теперь требования к оборудованию для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также для производства табачных изделий, за нарушение которых наступает ответственность,
не конкретизированы. Это значит, что ответственность может наступить за нарушение любых требований к такому оборудованию, предусмотренных в законодательстве.
В сфере розничной торговли с 28.08.2012 ответственность влечет розничная торговля алкогольными напитками в местах и формах, в которых в соответствии
с законодательными актами она запрещена. Такая формулировка не только расширила основания ответственности по сравнению с ранее действовавшей редакцией КоАП, но и позволила данным составом КоАП охватить составы, которые ранее содержались в Декрете № 11 (розничная торговля в магазинах и павильонах с торговым залом площадью менее 50 кв. метров).
Комментарий:
Описанные изменения, можно сказать, унифицируют законодательство об ответственности в области обращения спиртосодержащей продукции, сосредотачивая все нормы об ответственности в КоАП.
Вместе с тем, описанные изменения в чистом виде не в полной мере вписываются в концепцию либерализации и гуманизации законодательства об административных правонарушениях. С одной  стороны, налицо значительное смягчение ответственности по сравнению с ответственностью,  наступавшей в соответствии с нормами Декрета № 11. Нормы КоАП также претерпели существенные изменения в части возможности применения предупреждения, уменьшения размера штрафов (в том числе отсутствие нижней границы штрафа), возможности частичной конфискации. Следует, однако, учитывать, что минимальный размер штрафа установлен законодательством и составляет для физического лица - не менее 1/10 базовой величины, для ИП - не менее 2 базовых величин, для юридического лица – не менее 10 базовых величин.
Однако, за некоторые правонарушения ответственность в целом усилена: увеличен размер штрафа, диспозиции стали носить более общий характер, что дает больше оснований для привлечения к ответственности.
Однако поскольку часть указанных изменений смягчает административную ответственность, они имеют обратную силу, то есть распространяются на лиц, в отношении которых постановление о наложении административного взыскания еще не исполнено.

Чем мы можем помочь
Специалисты Revera Consulting Group обладают большим опытом защиты интересов юридических лиц и их должностных лиц при проведении проверок, а также защиты интересов на всех стадиях административного процесса.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме