РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

Новое в налогообложении 2020: что изменилось и как мы будем платить

13 Января 2020

В начале года, как всегда, белорусские плательщики с нетерпением ожидают новостей, связанных с изменением налогового законодательства. Первая декада января 2020 года не стала исключением, более того она оказалась щедрой на количество значимых для налогообложения документов.

 9 января 2020 г. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь был зарегистрирован, а 10 января 2020 г. опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении», которым внесены корректировки в действующее налоговое законодательство, а также установлены новые ставки некоторых налогов, акцизов, налоговых вычетов и не только.  В этот же день стало известно о том, что Глава государства подписал еще один документ - Указ № 9 "О налогообложении", которым транзитная транспортировка по территории Беларуси нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами признана объектом налогообложения экологическим налогом. Более подробно об этих документах речь пойдет дальше.

 Что принес Указ "О налогообложении" №503

Данным документом предусмотрено много важных изменений, на некоторых из них мы остановимся ниже, с полным же текстом указа можно ознакомиться на сайте
Национального центра правовой информации Республики Беларусь здесь.

УСН

Изменены критерии для применения упрощенной системы налогообложения (п.10 Указа 503)

 

Субъект

Валовая выручка

УСН+НДС,

бел.руб

УСН

бел.руб

УСН+НДС

бел.руб

УСН

бел.руб

Переход на УСН, бел.руб

2020

2020

2019

2019

2020-2021

Организации

2 046 668

1 404 286

1 949 208

1 337 415

1 538 843

ИП

441 000

441 000

420 000

420 000

330 750

Размер валовой выручки нарастающим итогом с начала 2020 года для ведения плательщиками, применяющими УСН, учета в книге учета доходов и расходов не должен превышать 744 900 белорусских рублей.

Налоговые ставки, вычеты, акцизы и т.п.

Измененные ставки акцизов, налоговые ставки и налоговые вычеты, размеры доходов, которые освобождены от подоходного налога указаны в Приложениях 1-10 (п.1 Указа 503)

Иностранные организации и подоходный налог

Пунктом 4 Указа 503 установлено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физлиц не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в статье 180 НК, это - 180 дней и свыше непрерывно или в совокупности в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде для организаций, которые выполняют работы и/или оказывают услуги на территории Республики Беларусь, а также для строительных площадок, монтажных или сборочных объектов. В том случае, если международным договором Республики Беларусь, определен более длительный период, то перечисление указанного налога в бюджет осуществляется не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек определенный таким международным договором период. При этом уточнено, что исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога осуществляются с даты начала деятельности иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, и по дату истечения соответствующего периода.

Налог на прибыль и форекскомпании

Указом установлено что, ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекскомпанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, составляет 25 процентов (п.4 Указа 503).

Топливо и затраты

В соответствии с пунктом 6 Указа в состав нормируемых включаются затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

НТП и земельный налог

Продлены (без ограничения срока) льготы по земельному налогу для научных организаций и научно-технологических парков. В частности пунктом 7 Указа предусмотрено что освобождаются от земельного налога у плательщиков-организаций: земельные участки научных организаций и научно-технологических парков; земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

НЕналоговая тайна

Пунктом 14 Указа, который вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, предусмотрены сведения, не признаваемые налоговой тайной. В том этом перечне находятся предоставляемые плательщику сведения в отношении самого себя; информация, предоставляемая посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы в отношении организаций и ИП: об уплачиваемых видах налогов, сборов/пошлин и применяемых особых режимах налогообложения; о среднесписочной численности работников; содержащиеся в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Помимо этого, не являются налоговой тайной сведения об уставном фонде /капитале организации, о нарушениях налогового и иного законодательства и мерах ответственности за эти нарушения, об учетном номере плательщика, в том числе о дате его присвоения и другие данные, речь о которых идет в п.14 Указа.

Важные разъяснения постановления Пленума Верховного Суда №6

10 января было опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19 декабря 2019 г. № 6 “О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений” (далее – Постановление Пленума №6).

 Важность Постановление Пленума №6 сложно переоценить, так как именно им при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, следует руководствоваться белорусским судам. Помимо прочего, на что обращает внимание судов Верховный Суд Республики Беларусь, это то, что необходимо разграничивать налоговые отношения и имущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством и что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Решения в пользу плательщика

Если в ходе рассмотрения экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, будут установлены пробелы в правовом регулировании налоговых отношений, внутренние противоречия в актах налогового законодательства либо иные недостатки, создающие правовую неопределенность, решения должны приниматься в пользу плательщиков налогов, сборов (пошлин). В силу принципа презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин) бремя доказывания неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговых обязательств лежит на налоговых и иных уполномоченных органах, их должностных лицах, говорится в пункте 4 Постановления Пленума №6.

Подведоственные налоговые дела

Разъясняется, что судам подведомственны следующие экономические и гражданские дела, возникающие из налоговых правоотношений:

-  о признании недействительными полностью или частично решений налоговых, иных уполномоченных органов;

-  о признании незаконными (неправомерными) действий (бездействия) налоговых, иных уполномоченных органов, их должностных лиц;

-  об оспаривании исполнительного или иного документа, по которым взыскание производится в бесспорном порядке;

-  о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе за счет имущества плательщика (иного обязанного лица);

- о возврате из бюджета сумм налогов, сборов (пошлин), пеней.

Также отмечается, что законодательными актами к компетенции судов могут быть отнесены и иные дела, возникающие из налоговых правоотношений.

Оспаривание решений налоговых органов

Необходимо обратить внимание на 11-ый пункт рассматриваемого документа, в нем идет речь об оспаривании решений налоговых и иных уполномоченных органов, а также об обжаловании действий/бездействий их должностных лиц. А именно, уточняется, что оспорить такие решения и обжаловать действия/бездействия могут любые лица, которые полагают, что нарушены их права или интересы, в частности, это могут быть: плательщики налогов, сборов (пошлин), собственники имущества, участники, руководители организаций, в том числе бывшие. Срок для обжалования в  экономических судах решений налоговых и иных уполномоченных органов, а также обжалования действий/бездействия их должностных лиц установлен в один год.

Разъяснение 33 статьи Налогового кодекса

Судам следует проверять законность применения налоговыми и иными уполномоченными органами положений пунктов 4 и 5 статьи 33 НК, в соответствии с которыми возможны корректировки налоговой базы и суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога говорится в пункте 14 Постановления Пленума №6.  Тут же приводятся примеры доказательств, которые могут свидетельствовать о наличии оснований для соответствующих корректировок:

-  сокрытие объектов налогообложения, занижение налоговой базы;

-  завышение расходов, затрат, учитываемых при налогообложении;

-  завышение вычетов по налогу на добавленную стоимость, профессиональных налоговых вычетов;

-  отражение в бухгалтерском и (или) налоговом учете недостоверных сведений об участии контрагентов в хозяйственных операциях;

-  учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с уменьшением налоговой базы и (или) зачетом, возвратом суммы налогов, сборов;

- отсутствие материальных и трудовых ресурсов (например, оборудования, складских помещений, транспортных средств, сырья, комплектующих, управленческого и технического персонала), экономически необходимых для совершения хозяйственной операции, отраженной в бухгалтерском и (или) налоговом учете.

При проверке оснований для корректировки налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога необходимо учитывать, что хозоперации отражаются в бухучете исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания – акцентирует внимание судов Верховный Суд Республики Беларусь.

Сроки взыскания 

Налоговым кодексом установлен пятилетний срок со дня истечения срока уплаты налогов, сборов (пошлин) для предъявления требования организациям и ИП об их уплате (ст.61 НК). Верховный Суд Республики Беларусь отмечает, что данный срок является предельным и восстановлению не подлежит. Указанный пятилетний срок не применяется в случаях, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет и (или) организацией и ИП представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями или дополнениями.

С полным текстом Постановления Пленума № 6 можно ознакомится на сайте. Безусловно, данный документ станет одним из самых популярных в нынешнем году, к которому плательщики при необходимости могут возвращаться. 

Указ "О налогообложении" №9

Согласно размещенной на сайте Президента Республики Беларусь информации, для организаций, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов, установлена ставка налога на прибыль в размере 50%. Данная ставка, как поясняется на сайте Президента, устанавливается в целях формирования источника денежных средств для ликвидации возможных экологических последствий в случае аварии на магистральном нефтепроводе либо иных непредвиденных ситуаций, связанных с перемещением нефти и нефтепродуктов по территории Беларуси. Помимо этого, как отмечалось раньше, транзитная транспортировка по территории Беларуси нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами признана объектом налогообложения экологическим налогом. С текстом данного указа можно будет ознакомиться после его официального опубликования, а с информацией, размещенной на сайте Главы государства тут.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Виктор Статкевич

Советник по налоговым и финансовым вопросам

+ 375 17 388 22 78

vgs@revera.by