РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Отраслевой обзор изменений строительного законодательства

02 Мая 2017

Практика строительства и недвижимости REVERA подготовила дайджест изменений строительного законодательства за 2016 – первый квартал 2017, имеющих значение для ведения бизнеса.

Изменения правового регулирования затронули практически все этапы строительства объектов, от получения разрешительной документации до ввода объекта в эксплуатацию.




Аттестация в строительстве

1. Физическое лицо не может вступать в договорные отношения как профессиональный участник строительной деятельности, поскольку физическое лицо не может быть заявителем на получение аттестата соответствия.

2. Установлена возможность получения аттестата соответствия на государственные объединения и холдинги. В таком случае заявителем будет являться государственное объединение или управляющая компания холдинга соответственно, а в аттестате соответствия будут указываться все участники государственного объединения, холдинга (дочерней компании холдинга), заявленного для аттестации.

3. Уточнены критерии получения аттестата соответствия на выполнение функций генподрядчика. С 01.05.2017 организации, планирующие осуществление функций генподрядчика, в императивном порядке должны иметь аттестат соответствия, при наличии двух критериев в совокупности:

1) объект строительства относиться к объектам 1-4 класса сложности, и
2) стоимость строительства объекта превышает 5 000 базовых величин.

Кроме того, законодательство разграничивает генподрядчиков, которые планируют осуществлять:
- строительство зданий и сооружений
- строительство инженерной инфраструктуры

В зависимости от такого выбора, к Генподрядчику будут предъявлены новые квалификационные требования (в настоящий момент они разрабатываются МАИС).


4. Закреплено обязательство обладателя аттестата соответствия ежегодно подтверждать соответствие всем квалификационным требованиям, предъявляемым для его получения, в течение всего срока действия аттестата.

При получении соответствующего запроса из МАИС обладатель аттестата соответствия обязан в месячный срок направить в МАИС письмо с подтверждением соответствия всем квалификационным требованиям, которым такая организация должна соответствовать.
При этом Постановление № 57[1] обладатели аттестатов, которые в текущем календарном году не представляли в МАИС такую информацию, обязаны в течение декабря каждого текущего календарного года представлять в РУП «Белстройцентр» информацию с подтверждением соответствия квалификационным требованиям по состоянию на 1 декабря текущего года.


5. Введена внеочередная аттестация обладателей аттестатов, в случае:

- не предоставления в МАИС подтверждения соответствия квалификационным требованиям в течение месяца с даты получения соответствующего запроса из МАИС;
- не предоставления в течение декабря каждого текущего года в РУП «Белстройцентр» информации о подтверждении соответствия субъекта хозяйствования квалификационным требованиям по состоянию на 1 декабря текущего года, в случае если МАИС не требовал в текущем календарном году предоставить такое подтверждение;
- поступления информации в МАИС от контролирующих (надзорных) органов о нарушении обладателями аттестатов соответствия требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.


6. Установлены дополнительные основания для прекращения действия аттестата соответствия, а именно:

- отказ обладателя аттестата соответствия от проведения внеочередной аттестации;
- привлечение обладателя аттестата соответствия к административной ответственности за самовольное строительство.
Кроме того, аттестат соответствия юридического лица может быть прекращен:
- по ходатайству органов государственной экспертизы: при неоднократной в течение одного календарного года отрицательного заключения по проекту, разработанному с нарушением технических нормативных актов;
- по ходатайству органов государственного строительного надзора: при привлечении обладателя аттестата соответствия неоднократно в течение календарного года к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных актов.

Рассмотрим следующую ситуацию:

Гражданин А. планирует заключить с организацией В. договор подряда, в рамках которого физическое лицо приняло на себя обязательство осуществить строительно-монтажные работы на объекте 4 класса сложности в объеме, предусмотренном проектом заказчика. Могут ли стороны заключить такой договор?

Позиция законодательства:
Закон № 334-3[2] исключил из числа профессиональных участников строительной деятельности (подрядчик, проектировщик и т.д.) физических лиц.

Так, в соответствии с абз. 24 ст. 1 Закона № 300-З[3] подрядчиком в строительной деятельности признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности.

Вывод:
физическое лицо не может выступать в качестве подрядчика при строительстве. Следовательно, Гражданин А. не может заключить договор подряда с Организацией В.

Что можно сделать:
для выполнения строительных работ в строительстве по гражданско-правовому договору Гражданину А. необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и обратиться за получением аттестата соответствия в РУП «Белстройцентр».

Последствия несоблюдения:
в случае выполнения строительных работ на объекте 1-4 класса сложности по договору подряда, заключенного между организацией и физическим лицом, такое лицо могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП.

Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискаций дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.





Разрешительная документация

1. Для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ все участники строительной деятельности (заказчик, проектировщик, подрядчик и иные) должны иметь соответствующие аттестаты.

Рассмотрим следующую ситуацию:

Организация А. планирует получить разрешение на производство строительно-монтажных работ. Организация А. не имеет аттестата на осуществление функций заказчика. Какие выходы из ситуации есть у Организации А.?

Позиция законодательства:
Со 2 июня 2016 г. действует новый порядок выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения в них изменений (дополнений) и продления срока действия[4].
Ключевая новелла заключается в том, чтотакое разрешение могут невыдать (не перерегистрировать, не внести изменения или дополнения, не продлить срок действия), если у всех участников строительной деятельности нет аттестата соответствия.

Вывод:
для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ Организации А. необходимо:
1) либо получить аттестат соответствия на право выполнения функций заказчика;
2) либо привлечь инженерную организацию, которая имеет аттестат соответствия на право комплексного управления строительной деятельности (подп. 5.2  п. 5 постановления Совмина № 151).





Закупки


1. 
Установлены случаи, когда необходимо проводить процедуры закупок при строительстве. В частности, Указ № 380 освобождает от подрядных торгов частных компаний (за исключением строительства жилья).
2. Временно не распространяются на процедуры закупок при строительстве ограничения по кругу участников процедур закупок, установленные ст. 57 Закона №300-3. В частности, дочерние или зависимые хозяйственные общества снова могут быть участниками процедур закупок организации-учредителя.
3. Инвесторы, осуществляющие строительство по заключенному после 15.06.2016 с Республикой Беларусь инвестиционному договору, освобождены от проведения любых процедур закупок (торгов и переговоров). В отношении инвестиционных договоров, заключенных до 15.05.2016, данное правило распространяется в случае, если к такому инвестиционному договору было заключено соответствующее дополнительное соглашение.
4. Изменен перечень критериев, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников.

В частности, стал носить закрытый характер:
- перечень критериев для предварительного квалификационного отбора;
- перечень условий проведения подрядных торгов.

Это означает, что организатор закупок не вправе устанавливать критерии (условия), не прописанные в Постановлении № 88.
Например, изменен показатель предварительного квалификационного отбора, касающийся системы менеджмента качества участников. Постановлением № 1108 было закрепило, что наличие системы менеджмента качества должно быть подтверждено именно сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001, то есть национальной системой подтверждения соответствия.

5. Изменен порядок предоставления документов участниками подрядных торгов и переговоров.

В частности, Постановление № 1108[5] устанавливает, что организатор торгов должен предоставить участникам:

- документацию для предварительного квалификационного отбора участников в электронной форме;
- извещению о результатах проведения подрядных торгов в электронной форме.

Кроме того, Постановление № 1108 устанавливает, что для участия в торгах или переговорах участники должны предоставить:

- предквалификационные документы на электронном носителе информации (диск, флешка) с невозможностью модифицирования информации;
- конкурсные предложения на бумажном носителе (в конверте) и/или на электронном носителе;
- предложения для переговоров на бумажном носителе и/или на электронном носителе.

6. Установлено, что участник вправе в своем конкурсном предложении установить процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более чем на 15 % от стартовой цены. В случае снижения цены конкурсного предложения необходимо предоставить соответствующие расчеты и обоснования.

7.
Установлена дополнительная преференциальная поправка в размере 25 % в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.

Рассмотрим следующие ситуации:

1. Организация А. планирует привлечь подрядную организацию для строительства коммерческой недвижимости. Источник финансирования – собственные средства заказчика. Нужно ли Организации А. проводить процедуру подрядных торгов?

Позиция законодательства:
п.1.4. Указа № 380[6] устанавливает, что проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве:

1) жилых домов - при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин и более;
2) объектов, финансирование строительства которых осуществляется полностью или частично:

- за бюджетные или около бюджетные средства

- за счет государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства 100 тыс. базовых величин и более.

При этом Постановление Совмина № 1108[7] закрепило, что закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов (торгов), биржевых торгов, переговоров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Выводы: для выбора подрядчика Организации А. достаточно провести процедуру переговоров.

2. Организация А. желает принять участие в процедуре закупок строительных работ, проводимой Организацией В. Организация А. является дочерней компанией Организации В. Вправе ли Организация А. принимать участие в процедуре закупок, проводимой Организацией В.?

Позиция законодательства:
ст. 57 Закона № 300-3[8] был существенно ограничен перечень лиц, которые могут выступать участниками процедур закупок при строительстве.

В частности, до вступления в силу Указа № 380 участниками процедур закупок не могли выступать в том числе:

-учредители, участники, собственники имущества организатора процедур закупок, его дочерние унитарные предприятия;
-дочерние или зависимые хозяйственные общества, обособленные структурные подразделения (филиалы) организатора процедур закупок.
Между тем, Указ № 380 установил, что вышеуказанные ограничения не распространяются на проведение процедур закупок при строительстве.
При этом Указ № 380 закрепляет, что не допускаются к участию в процедурах закупки товаров (работ, услуг) при строительстве субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Выводы: Организация А. может принять участие в закупках, проводимых организацией В.





Проектирование

1. Снос как вид строительства требует разработки проектной документации.

2.
До разработки проектной документации объектов 1-4 класса сложности, обязательна должна быть разработана предпроектная (предынвестиционная) документация, которая включает в себя:

- обоснование инвестиций;
- задание на проектирование;
- иную документацию, определенную МАИС в зависимости от функционального назначения объекта.

При этом разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной:

1) при возведении, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве блокированных и одноквартирных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории.
2) при возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, личного подсобного хозяйства;
3) при осуществлении дачного, гаражного строительства, осуществляемого гражданами на предоставленных для этих целей земельных участках.


3.
08 января 2017 г. утверждено новое положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительной и проектной документации[9].

Ключевой новеллой постановления является разграничение оценки соответствия проектной документации на два вида: основную и дополнительную.
Основная оценка соответствия объектов госэкспертизы устанавливает соответствие проектной документации требованиям, предусмотренным приложением 1 к Положению № 791, а также иным обязательным требованиям нормативных и технических нормативных правовых актов.
Дополнительная оценка соответствия проводится по желанию заявителя. В этом случае проводится соответствие проекта требованиям приложения 2 к новому Положению.


4.
Постановлением № 791 определено что такое экспертное сопровождение и установлен порядок его проведения. В рамках экспертного сопровождения проводится оценка соответствия документации, а также проверяются иные требования, предусмотренные Постановлением № 791.

В частности, в рамках экспертного сопровождения для проектной документации эксперты проверяют обоснованность:
1) принятых проектных решений методом проведения альтернативных расчетов строительных конструкций зданий и сооружений;
2) применения проектной документации, сопутствующей разработке проектных решений.
Отметим, что услугу по экспертному сопровождению органы государственной экспертизы оказывали лицам и до вступления Постановления № 791.





Авторский надзор

Заказчик вправе привлечь для ведения авторского надзора лицо не являющееся разработчиком проекта, в случае невозможности осуществления авторского надзора разработчиком проектной документации.





Приемка объекта в эксплуатацию

1. Создание безбарьерной среды стало обязательным при строительстве любых общедоступных объектов.
2. Качество ограждающих конструкций при приемке в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, в том числе зданий после тепловой модернизации проверяется по результатам испытаний тепловизионного обследования.
3. Установлена возможность Президента Республики Беларусь предусматривать исключения из общего правила о необходимости соблюдения порядка приема объектов в эксплуатацию, установленного Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров от 06 июня 2011 года № 716. Фактически, это позволяет Президенту устанавливать как перечень случаев, при которых данный порядок не является обязательным, так и в индивидуальном порядке определять конкретные объекты, в отношении указанное Положение не применяется.
4. Из состава приемочной комиссии исключены представители органов государственного пожарного надзора. При этом данные органы будут по-прежнему выдавать заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов проектной документации и техническим нормативным правовым актам.





Изменения в ТНПА

Изолированные помещения не подлежат обязательной классификации по СТБ 2331-2015, при этом класс сложности изолированных помещений необходимо определять по классу сложности здания.

Рассмотрим следующую ситуацию:
Организация А. планирует осуществлять отделочные работы в офисных помещениях. Должна ли организация А. иметь аттестаты соответствия?
Позиция законодательства: новый СТБ 2331-2015[10] установил, что не подлежат классификации изолированные помещения.

Позиция госорганов:
класс сложности изолированного помещения следует определять по классу сложности здания, в котором расположено изолированное помещение.
Таким образом, участники строительной деятельности, осуществляющие строительные работы в изолированных помещениях, не освобождены от обязательной аттестации соответствия и обязаны иметь аттестаты, категория которого соответствует классу сложности здания.

Выводы:
Организация А. для осуществления отделочных работ в офисных помещениях должна получить аттестат соответствия.





Административная ответственность за совершение нарушений в сфере строительстве

1. Из Указа № 26 в КоАП перенесены 11 составов административных правонарушений в сфере строительной деятельности.

В частности, КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых между участниками строительной деятельности. К таким составам можно, прежде всего, отнести нарушение обязательств, предусмотренных договором строительного подряда (ст. 21.20 КоАП), нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ (ст. 21.22 КоАП).
Таким образом, участникам строительной деятельности следует иметь ввиду, что нарушение договорных обязательств может повлечь за собой не только санкции, вменяемые лицу согласно условиям заключенного договора, но также и привлечение лица, допустившего предусмотренное нормами КоАП правонарушение, к административной ответственности.


2. 
В ст. 21.17 КоАП, предусматривающую ответственность за нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве, были внесены изменения. Текущая редакция статьи позволяет привлекать участников строительной за нарушение порядка проведения процедуры закупок в строительстве, т.е. ответственность может вменяться в т.ч. за непроведение/ненадлежащее проведение процедуры переговоров.

Рассмотрим следующую ситуацию:
Организация А. закупила у Организации В. ящик гвоздей для проведения текущего ремонта. Организация А. не проводила процедуры закупок. Может ли Организация А. быть привлечена к административной ответственности?

Позиция законодательства:
из толкования норм Указа №380[11], Постановления № 1108[12] следует, что организации должны проводить процедуру переговоров для проведения закупки товаров (работ, услуг) для текущего ремонта.
Согласно ст. 21.17 КоАП за непроведение любой из процедур закупок в строительстве или проведение таких процедур с нарушением их порядка в зависимости от состава правонарушения предусматривается штраф в размере 20 до 1000 базовых величин.
При этом согласно примечанию 2 к ст. 21.17 КоАП термин «строительство» включает в себя только возведение, реконструкцию, капитальный ремонт, реставрацию, благоустройство и снос объектов.

Выводы:
ответственность по ст. 21.17 КоАП не может быть вменена за непроведение или нарушение порядка проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) для целей текущего ремонта.
Следовательно, за непроведение процедуры переговоров Организация А. не будет привлечена к административной ответственности.



[1]Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2017 № 57 «Об утверждении Положения о порядке выдачи заключения о предназначении ввозимых сырья и материалов для изготовления на территории Республики Беларусь ручным способом художественных изделий, сортовой посуды из хрусталя и стекла обычных и сложных конфигураций и о внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 21 марта 2014 г. №252»

[2] Закон от 30.12.2015 № 334-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

[3] Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

[4] Постановление Совмина от 25 февраля 2016 г. № 151 «О некоторых вопросах выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия».

[5] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 N 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88».

[6]Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

[7] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 N 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88».

[8] Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

[9] Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации)», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 «О государственной экспертизе градостроительной и проектной документации»

[10]Государственный стандарт 2331-201/ОР «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения».

[11] Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

[12] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 N 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88».

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Анна Анискевич

Адвокат

+375 17 226 10 26

ava@revera.by