РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Получение разрешений Национального банка на совершение валютных операций и открытие счетов в банках-нерезидентах

04 Декабря 2015

С 29 ноября 2015 года вступило в силу Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. № 514 «О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования».

Указанным постановлением утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования (далее – Инструкция) вместо действовавшей до этого Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций.

Инструкция устанавливает единые требования по получению разрешений Национального банка на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, и на открытие счетов в банках-нерезидентах, нормативно закрепляет наработанную практику выдачи таких разрешений, а также определяет порядок предоставления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования.

 

Обзор основных изменений

1. Лица, на которых распространяет свое действие Инструкция, объединены понятием «заявитель»

Заявителями названы:

- субъекты валютных операций* (включая банки);

- физические лица (резиденты*).

При этом к индивидуальным предпринимателям, нотариусам, осуществляющим деятельность в нотариальных бюро, адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, применяются положения Инструкции, установленные для субъектов валютных операций.

* Термины используются в значениях, указанных в статье 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» и части первой пункта 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72

2. Устранено ограничение по целям выдачи разрешений на открытие счета за пределами Республики Беларусь

Если ранее законодательство ограничивало выдачу разрешений на открытие счетов целями, открытия таких счетов, то в настоящее время Инструкция не имеет ограничений по целям. Т.е. теоретически разрешение на открытие счета в банке-нерезиденте может быть получено на любые законные цели при условии экономического обоснования необходимости открытия счета.

3. Уточнены сроки выдачи, продления разрешений и отказа в их выдаче, а также порядок их исчисления

Выдача разрешения, продление срока его действия, а также направление письменного отказа в его выдаче или продлении с указанием причин осуществляется Национальным банком в течение 15 календарных дней с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Национальном банке.

В случае, если Национальным банком запрашивается дополнительная информация, общий срок может быть увеличен на 10 календарных дней, исчисляемых с даты поступления в Национальный банк всей дополнительно запрошенной информации и документов.

При этом если ранее для продления разрешения документы необходимо было подать не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока действия данного разрешения, то сейчас конкретный срок не установлен: заявитель должен обратиться в Национальный банк до истечения срока действия выданного разрешения.

Исчисление сроков, установленных Инструкцией, производится в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Беларусь.

4. Отказ в выдаче разрешения, приостановление действия разрешения, прекращение действия ранее выданного разрешения

Внесены изменения в перечни оснований для отказа в выдаче разрешения и для прекращения действия разрешения.

Так, теперь в выдаче разрешения дополнительно может быть отказано в случае:

- нарушения заявителем условий ранее выданных Национальным банком разрешений (при их наличии) за последние 6 месяцев, предшествующих дате обращения заявителя, в том числе обращения за продлением срока действия разрешения по истечении срока его действия;

- несоответствия планируемых к проведению заявителем на основании испрашиваемого разрешения валютных и иных операций целям денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

- создания угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

Новыми основаниями для прекращения действия разрешения являются:

- изменение законодательства, регулирующего порядок осуществления валютных и иных операций, на проведение которых было выдано соответствующее разрешение;

- создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

Со вступлением в силу Инструкции такое понятие как «приостановление действия разрешения», а также связанные с этим правовые последствия больше не применяются.

5. Реорганизация больше не является абсолютным основанием для прекращения действия разрешений

Инструкцией установлено, что в случае реорганизации заявитель в месячный срок с даты реорганизации обязан обратиться в Национальный банк с ходатайством о внесении соответствующих изменений в разрешение либо выдаче нового разрешения.

Разрешение не может быть использовано до внесения изменений в разрешение либо до выдачи нового разрешения:

- с даты государственной регистрации вновь созданного в результате реорганизации юридического лица (применимо в случае реорганизации в форме выделения, разделения и слияния);

- с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГР.

6. Изменены требования к некоторым документам и порядку их предоставления

Справка из ИМНС: если ранее субъект валютных операций был вправе по своему усмотрению определить предоставлять ли справку ИМНС об отсутствии либо наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иным обязательным платежам в бюджет […], когда предоставление такой справки требовалось для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения, то в настоящее время, если в перечне предоставляемых документов указана такая справка, заявитель должен ее предоставить.

Согласие на представление документов/ информации о проводимых операциях: заявитель отражает в ходатайстве свое согласие на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Национальным банком разрешения.

Требования к документам исходящим из заграницы и составленным на иностранном языке: при представлении копий документов на иностранном языке такие копии должны сопровождаться удостоверенным в установленном порядке переводом на белорусский или русский язык. Копии отдельных документов (перечень содержится в п. 9 Инструкции) могут быть запрошены в виде легализованных в установленном порядке документов, если иное не предусмотрено международными обязательствами Республики Беларусь.

Таким образом, порядок обращения за разрешениями и их выдачи с принятием Инструкции существенно не меняется, но становится более урегулированным (в хорошем смысле этого слова), что снижает влияние «человеческого фактора» при рассмотрении вопросов о выдаче таких разрешений.

При этом, как поясняют в Национальном банке, при совершении валютных операций, не связанных с открытием счетов, в отношении которых Законом о валютном регулировании и валютном контроле, а также Правилами проведения валютных операций, предусмотрено получение разрешения, в Национальный банк представляются документы, предусмотренные п. 4 Инструкции. Для отдельных операций, перечисленных в п. 5, 6 Инструкции также представляются дополнительные документы.

Чем мы можем помочь

Специалисты REVERA готовы проконсультировать по вопросам, возникающим в связи с получением разрешений Национального банка, а также сопроводить процедуры по получению таких разрешений.

Kонсультант

Татьяна Лызо

Юрист

+375 17 226 10 26

tg@revera.by