РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Практика применения «длительных» сроков завершения внешнеторговых операций в исключительных случаях

27 Декабря 2016

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» позволяет использовать для завершения внешнеторговых операций сроки, отличные от закрепленных в  п. 1.4 данного Указа. Этот механизм, с одной стороны, реализуется через возможность продления данных сроков соответствующим разрешением Национального Банка Республики Беларусь, с другой стороны, для отдельных исключительных случаев данные сроки увеличены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь  от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций».

Рассмотрим действие данного механизма на примерах.

1. Заказчик-Резидент и Генподрядчик-Нерезидент заключили договор строительного подряда. По условиям договора оплата производится в размере 95% от стоимости выполненных работ по соответствующему акту, оставшиеся 5 %  оплачиваются после подписания акта приемки-передачи возведенного объекта. В свою очередь Генподрядчик-Нерезидент привлек Субподрядчика-Резидента для выполнения работ по Объекту. Условия оплаты между Генподрядчиком-Нерезидентом и Субподрядчиком-Резидентом аналогичны с обеспечительным удержанием в 5%.

Если по первой описанной ВТО не возникает сомнений в соблюдении внешнеторгового законодательства, то во второй ВТО появляется вопрос в завершении в срок 90 календарных дней экспорта строительных услуг.

Постановлением № 1483/22 установлены более длительные сроки завершения экспорта стройуслуг в Республику Венесуэла (до 365 к.д.) и организациями, подчиненными Министерству энергетики Республики Беларусь (до 720 к.д. в пределах 10% от стоимости договора). Иные сроки могут быть установлены и международным договором с Республикой Беларусь. Однако есть случаи, не соответствующие этим исключениям. С целью соблюдения внешнеторгового законодательства резиденту следует использовать разрешительный порядок путем обращения в Национальный Банк Республики Беларусь за продлением сроков завершения ВТО. Примечательно, что в подобных ситуациях Национальный Банк с пониманием относится к просьбам резидентов и выдает соответствующие разрешения.

Следует также отметить возможные в ближайшей перспективе законодательные изменения в части увеличения сроков завершения экспортных операций по оказанию строительных услуг, в том числе с учетом специфики расчетов в данной сфере. Разработанные МАиС проекты соответствующих НПА предусматривают увеличение срока завершения экспортных ВТО с 90 до 180 календарных дней, а в исключительных случаях – на нормативный срок строительства[i].

2. Покупатель-Резидент заключил договор на поставку высокотехнологичного оборудования с Поставщиком-Нерезидентом, согласно условиям которого Поставщик-Нерезидент самостоятельно изготавливает данное оборудование. Условия оплаты –100% предоплата. Сроки изготовления оборудования – не позднее 4 месяцев с даты платежа.

Очевидно превышение сроков завершения импортной ВТО.

Здесь также можно обратиться в Национальный Банк Республики Беларусь за получением разрешения на продление соответствующего срока, что, по словам Национального Банка, и предпочитают импортеры.

Однако можно воспользоваться предоставленной еще с конца 2011 года возможностью завершения ВТО в иные сроки, используя согласовательный порядок. Речь идет о применении установленных Постановлением № 1483/22 сроков завершения ВТО импортерами-резидентами:

- до 180 календарных дней с даты проведения платежа в случае приобретения резидентом товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), период изготовления (выполнения, оказания) которых, указанный во внешнеторговом договоре, превышает сроки, установленные валютным законодательством Республики Беларусь;

- до 365 календарных дней в случае приобретение резидентом технологического оборудования, период изготовления которого, указанный во внешнеторговом договоре, превышает сроки, установленные валютным законодательством Республики Беларусь.

Согласование предоставляется соответствующим вышестоящим государственным органом, облисполкомом или Минским горисполкомом, в подчинении (составе) которого резидент находится, а для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - облисполкомом или Минским горисполкомом. Оно должно быть получено не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Однако Национальный Банк отмечает, что на практике данный механизм используется редко. Полагаем, что основной причиной этого является отсутствие четкой регламентации процесса получения согласования. Требования к заявлению, сроки его рассмотрения, перечень документов, иные процедурные аспекты не определены законодательно. Порядок получения согласования устанавливается соответствующим органом самостоятельно. В частности, Комитет экономики Мингорисполкома разместил информацию на своем сайте www.kemgik.by. Ее анализ и сопоставление с требованиями для получения разрешения Национального Банка Республики Беларусь однозначно говорят в пользу согласовательного порядка:

- минимум документов, сведений об импортере, внешнеэкономической сделке$

- не требуется информации контрагента по сделке;

- сроки принятия решения Мингорисполкома ограничиваются 15 календарными днями и не продлеваются в отличии от сроков для получения разрешения;

- не требуется информировать Мингорисполком при завершении ВТО, в отличие от Национального Банка при разрешительном порядке;

- подача документов и получение решения/отрицательного ответа посредством почты.

Полагаем, что согласовательный порядок продления сроков завершения ВТО, обладая рядом указанных преимуществ, должен и может использоваться чаще.

Kонсультант

Денис Богданов

Руководитель практики строительства и недвижимости, адвокат

+375 17 226 10 26

db@revera.by