РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Трудовая миграция: с июля по новым правилам

18 Января 2016

Специалисты REVERA сообщают, что 5 января 2016 года внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон), которые вступят в силу с 15 июля 2016.

Обзор основных изменений

1. Уточнен термин «наниматель Республики Беларусь» (далее – наниматель) применительно к иностранной организации

Указанным термином будут охватываться только те иностранные организации, которые осуществляют наем иностранцев для работы в своем представительстве на территории Беларуси.

В настоящее время наличие в Беларуси представительства автоматически влечет обязанность головной компании оформлять своих работников с учетом требований Закона, независимо от того, направляется ли иностранец для работы в представительство, либо выполняет в Беларуси иную трудовую функцию, не связанную с деятельностью представительства. После 15.07.2016, если трудящийся-иммигрант будет направлен/принят головной компанией для выполнения трудовой функции в Беларуси, но не в представительство своей компании а, например, для выполнения работ в рамках стройплощадки, на него не будет распространяться действие Закона, и соответственно, в отношении него не нужно будет оформлять специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение).

2. Расширен перечень отношений, связанных с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Беларуси иностранцами, на которых не распространяется действие Закона

Закон не будет распространяться на иностранцев:

получающих высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающихся по получаемой специальности;

- получивших высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающихся по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение 1 года после получения специальности и присвоения квалификации.

Это означает, что иностранцы, которые еще учатся, либо уже получили образование в Беларуси (в течение 1 года после получения образования), получают право на трудоустройство на равных с гражданами Республики Беларусь условиями.

3. Предусмотрены льготы для нанимателей, привлекающих высококвалифицированных работников, в части обязанности по получению разрешения на привлечение иностранной рабочей силы

В настоящее время наниматель обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в ситуации, когда количество привлекаемых им для работы иностранцев превышает 10 человек.

С момента вступления в силу новой редакции Закона в указанное число не будут включаться:

- руководитель коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника); 

- иностранцы, признаваемые высококвалифицированными работниками (иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает пятнадцатикратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Беларуси).

4. Изменен подход к выдаче специального разрешения

Если сейчас специальное разрешение выдается иностранцу по ходатайству нанимателя, то с даты вступления изменений в силу оно будет выдаваться нанимателю в отношении иностранца.

Также уточнено, что в случае выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), специальное разрешение выдается без заключения органа по труду, занятостии социальной защите о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Беларуси. При этом, по общему правилу, все специальные разрешения выдаются только на основании такого положительного заключения.

Мы полагаем, что введение данного исключения благоприятно скажется на выдаче специальных разрешений руководителям белорусских организаций, с участием которых такие организации создавались.

5. Скорректированы перечни оснований для отказа в выдаче и аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и специального разрешения

В выдаче указанных разрешений может быть отказано, а ранее выданные разрешения - аннулированы в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

Закреплена возможность отказа в выдаче разрешений в отношении иностранцев, являющихся гражданами (подданными) государств, неблагополучных в миграционном отношении. При этом список таких государств в настоящее время не является публичным.

В выдаче специального разрешения также может быть отказано, а ранее выданное разрешение – аннулировано, если иностранец во время своего пребывания в Беларуси неоднократно (5 и более раз) в течение 1 календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию.

Полагаем, что эти дополнения в целом связаны с миграционной обстановкой в мире, и направлены, в первую очередь, на предупреждение появления дестабилизирующих общественный порядок факторов и охрану национального рынка труда.

6. Закреплены положения о продлении разрешений

Так срок действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и специального разрешения может быть продлен только однократно. После этого наниматель имеет право обратиться за получением нового разрешения. 

Несмотря на то, что в настоящее время Закон не содержит данных положений, практика идет именно по такому пути.

7. Уточнены обязанности трудящегося-иммигранта и нанимателя

Законом вводятся следующие новые обязанности для нанимателя:

- получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Беларуси, с которым предполагается заключение трудового договора;

- выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения, полученного в отношении данного трудящегося-иммигранта;

- зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Беларуси (в такой редакции норма действует в настоящий момент), а также изменения и (или) дополнения, касающиеся содержания и условий трудовых договоров, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь и абз. 2 и 3 ч. 2 ст. 32 Закона, вносимые в трудовой договор (в месячный срок со дня их внесения);

- прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом в случае аннулирования специального разрешения;

- вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение 5 рабочих дней со дня:

  • прекращения трудового договора с трудящимся-иммигрантом;
  • получения уведомления об аннулировании специального разрешения;
  • истечения срока действия специального разрешения;
  • в случае, когда трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, в отношении которого было получено специальное разрешение, не заключен.

Новая обязанность работника-иностранца - хранить копию специального разрешения.

Комментарий

Принятые изменения и дополнения устраняют ряд пробелов в регулировании и снимают спорные вопросы, которые ранее возникали на практике. Это достигается путем установления ряда льгот для отдельных категорий иностранцев, конкретизации прав и обязанностей трудящихся-иммигрантов и нанимателей, установления сроков на их реализацию и пр. Необходимо отметить, что ряд изменений направлен на охрану национального рынка труда, что должно содействовать занятию свободных рабочих мест гражданами Беларуси, а также иностранными гражданами, постоянно проживающими на ее территории.

По нашему мнению, изменения в Закон окажут положительное влияние на практику применения миграционного законодательства, сделают административные процедуры в сфере трудовой миграции более понятными и прозрачными для правоприменителей.

Чем мы можем помочь

Специалисты REVERA готовы проконсультировать Вас по любым правовым вопросам, возникающим в сфере трудовой миграции, а также сопроводить административные процедуры, связанные с получением необходимых разрешений.

Kонсультанты

Артём Хандрико

Юрист

+375 17 226 10 26

ah@revera.by

Татьяна Лызо

Юрист

+375 17 226 10 26

tg@revera.by