РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Указ № 376 – новое в проведении проверок

25 Октября 2017

16 октября 2017 г. опубликован Указ Президента Республики Беларусь № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности». Указ вносит изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Основные положения Указа вступают в силу с 1 января 2018 г.

 

Основное значение Указа:

  1. Снижает число проверок и оснований для их проведения.
  2. Изменяет подход: от периодических проверок к проверкам по объективной необходимости, когда есть высокая степень риска нарушений законодательства и без проведения проверки их не выявить.
  3. Дает право проверяемым самостоятельно решать, приостанавливать ли деятельность при существенных нарушениях.
  4. Устанавливает конкретную ответственность проверяющих за нарушения при проведении проверок.

 

Вот основные изменения Указа.

1.   Отмена плановых проверок

Вместо них будут проводиться выборочные. Они назначаются, если у компании высокий риск нарушений законодательства, и другими формами госконтроля их невозможно выявить и/или устранить.

Таким образом, устанавливаются следующие виды государственного контроля:

– Выборочные проверки;
– Внеплановые проверки;
– Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
– Меры профилактического и предупредительного характера.

Также впредь не допускается проводить выборочные и внеплановые проверки по вопросам, которые относятся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера.


2. 
2-летний мораторий на проверки новостроек

Ограничение действует первые 2 года после ввода зданий в эксплуатацию.

При этом сохраняется правило о двухлетнем моратории на проверки новых бизнесов, что касается вновь созданных организаций, их обособленных подразделений, представительств иностранных организаций, лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, лиц, осуществляющих ремесленную деятельность или деятельность в сфере агроэкотуризма.


3. 5 лет – за такой период могут проверить во время проверки налогового законодательства

Раньше ограничения по периоду в законодательстве о проверках не было. При этом сохранился перечень случаев, когда ограничение по периоду не действует –, в частности, при проверке по поручению органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу.


4. Исключение мер ответственности по результатам встречной проверки

Впредь при проведении встречной проверки исключена возможность применения мер ответственности в отношении контрагента проверяемого или третьих лиц. То есть лица, деятельность которых была проверена в рамках встречной проверки, не могут быть привлечены к ответственности в рамках такой проверки.


5.   Установлен список грубых нарушений при проведении проверок, за которые проверяющих привлекут к административной ответственности

К таким нарушениям относятся:

  1. Невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при предоставлении этой книги (журнала);
  2. Отсутствие оснований назначения проверки;
  3. Превышение установленных сроков проведения проверки;
  4. Проверка требований законодательства, не относящихся к компетенции контролирующего органа;
  5. Требование от проверяемого представления документов и/или информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;
  6. Отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем нормы, необходимые для проведения таких исследований;
  7. Непредставление проверяемому акта (справки) проверки в установленные сроки.

 

За все нарушения, кроме первого пункта, на проверяющего могут наложить штраф от 2 до 30 базовых величин.

За невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при предоставлении этой книги (журнала) либо нарушение порядка назначения проверки могут наложить штраф в размере от 20 до 100 базовых величин.


6.  
Проверяющие больше не смогут приостанавливать деятельность проверяемого

Если проверяющий выявил нарушения законодательства, которые создают угрозу национальной безопасности, причиняют вред жизни и здоровью населения, окружающей среде, он вправе предложить приостановить деятельности до тех пор, пока нарушения не будут устранены.

Однако окончательное решение – продолжать или приостанавливать деятельность – принимает проверяемый. Если он не согласен, проверяющий может подать в суд и просить принудительного приостановления.

При этом проверяющий может приостановить производство или реализацию товаров, эксплуатацию транспортных средств на определенный срок. Продлить этот срок можно по решению суда.

Проверяющие также утратили право провести контрольную проверку после того, как проверяемый устранил все нарушения.



7.  
Уголовные органы больше не смогут проводить проверки по материалам, находящимся в их производстве

Как и ранее, одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поручение органа уголовного преследования. Но теперь проведение такой проверки возможно только по возбужденному уголовному делу.


8.     Проверяющих органов стало меньше

Так, теперь проверки не смогут проводить:

– Национальная академия наук Беларуси;
– Министерство лесного хозяйства;
– Министерство связи и информатизации;
– Министерство энергетики;
– Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения

и подчиненные им организации.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Александр Мелешкевич

Адвокат

+375 17 226 10 26

am@revera.by