РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Уточнен порядок проведения закупок в строительстве

10 Января 2017

Как ранее сообщали специалисты REVERA, с 01.01.2017 вступил в силу Указ №  380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». Основное нововведение Указа № 380 - частные компании с 01.01.2017 не обязаны проводить сложную конкурсную процедуру подрядных торгов при любой стоимости строительства объекта (за исключением случая строительства жилья), достаточно проведения процедуры переговоров.

29.12.2016 в целях приведения норм законодательства в соответствие с положениями Указа № 380 принято постановление Совета министров № 1108, которым вносятся изменения в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (регулирует процедурные моменты порядка проведения процедур закупок). Постановление № 1108, как и Указ № 380, предусматривает, что при внебюджетном строительстве проведение процедур закупок по-прежнему обязательно, однако форма процедуры закупки определяется организатором самостоятельно (за исключением случая строительства жилья).

Постановление № 1108 вступило в силу с 01.01.2017.

Основные изменения, внесенные постановлением № 1108

1. Ужесточаются требования к порядку проведения процедур предварительного квалификационного отбора участников и подрядных торгов (торгов)

1.1. Изменен перечень критериев, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников

В частности,

I.перечень стал носить закрытый характер, т.е. организатор теперь не вправе установить квалификационные критерии, которые прямо не предусмотрены законодательством;

II.отдельные критерии уточнены (система управления качеством участника должна подтверждаться именно сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001) и исключены вовсе (принадлежность участника к какой-либо ассоциации).

1.2. Предквалификационные документы должны предоставляться участниками организатору только в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации)

Напомним, что проведение процедуры предварительного квалификационного отбора участников обязательно при размещении заказов на подрядных торгах (торгах) и не обязательно при проведении переговоров.

1.3. Перечень условий проведения подрядных торгов, а, как следствие, перечень возможных критериев выбора победителей также стал носить закрытый характер

1.4. Право участников улучшить свои конкурсные предложение по результатам проведенных подрядных торгов путем снижения первоначальной цены ограничено размером снижения в 15 %

Ранее предельный размер снижения цены установлен не был, что приводило к тому, что победителями подрядных торгов зачастую становились недобросовестные участники.

1.5. Отдельные документы (документация для предварительного квалификационного отбора участников) и информацию (извещения о результатах проведения подрядных торгов) организатор подрядных торгов должен предоставлять участникам именно в электронной форме.

2. Вводится новый вид преференциальной поправки для целей определения победителя конкурсной процедуры закупки товаров в строительстве

С 01.01.2017 предусмотрено применение 2 видов преференциальных поправок (искусственное уменьшение цены предложения участника для целей оценки предложений участников) в процедурах закупок в строительстве:

          I.в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Беларуси предоставляется национальный режим (например, РФ). Необходимость применения указанной поправки в размере 15 % была предусмотрена и до 01.01.2017;

         II.в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников. Обращаем внимание, что указанная поправка, размер которой установлен в 25 %, применяется только в отношении товаров.

Комментарий

Изменения, внесенные постановлением № 1108, призваны обеспечить прозрачность и объективность процедуры подрядных торгов, защитив тем самым как интересы заказчиков, так и интересы подрядчиков. С принятием постановления № 1108 многие моменты, которые были недостатками законодательного регулирования порядка проведения подрядных торгов действительно устранены. Так, возможности государственного заказчика по «конкурсному» выбору нужного подрядчика существенно сужены. Вместе с тем, они объективно не могут быть устранены полностью (например, определенный подрядчик может быть выбран за счет «правильного» распределения удельного веса каждого из конкурсных критериев).

Положительно необходимо оценить и тот факт, что законодатель, предоставив частным компаниям практически полную свободу в выборе подрядчиков (путем проведения процедуры переговоров), не установил новых дополнительных формальностей в порядке проведения переговоров (единственное новшество – по аналогии с процедурой подрядных торгов необходимо извещать участников переговоров о результатах их проведения именно в электронной форме).

Чем мы можем помочь

Юристы REVERA готовы проконсультировать Вас по всем вопросам, связанным с вопросами осуществления строительной деятельности в Беларуси, в том числе по вопросам порядка и необходимости проведения конкурсных процедур в строительстве.

Kонсультанты

Анна Анискевич

Адвокат

+375 17 226 10 26

ava@revera.by

Александр Антонов

Юрист

+375 17 226 10 26

aa@revera.by