РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

В Беларуси появился новый институт взаимодействия бизнеса и государства - государственно-частное партнерство

12 Января 2016

Revera сообщает, что 01.01.2016 на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве» (далее – Закон о ГЧП). С принятием Закона о ГЧП в Беларуси появляется ранее неизвестный отечественному праву институт – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП).

1. Понятие ГЧП

Под ГЧП (англ. public private partnership) традиционно понимают юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов (организаций) государственной власти (государственного партнера) и субъектов предпринимательской деятельности (частного партнера) в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, либо услуг, осуществляемых государством, на основе специально заключаемого соглашения.

ГЧП представляет собой альтернативу приватизации объектов, находящихся в государственной собственности. ГЧП позволяет привлечь частный капитал для строительства (в т.ч. реконструкции) объектов, находящихся в государственной собственности. При этом объекты продолжают находиться в государственной собственности.

Главным достоинством ГЧП для частного партнера является возможность участия в проектах, реализация которых без участия государственного партнера была бы невозможна или значительного затруднена.

Традиционными для ГЧП являются проекты по строительству и совместной эксплуатации автомобильных дорог, электростанций и иных объектов энергетики, аэропортов.

Государственный партнер при участии в проектах ГЧП также получает ряд преимуществ:

- возможность реализации проектов, которые в ином случае остались бы нереализованными, например, из-за отсутствия финансирования;

- доступ к контролируемым частными партнерами технологиям;

- перенос ряда рисков, сопряженных с реализацией проектов ГЧП, на частного партнера.

Особую значимость ГЧП как формы привлечения инвестиций придает долгосрочный (как правило, более 10 лет) и устойчивый характер взаимодействия государственного и частного партнеров.

В Республике Беларусь уже в настоящее время реализовывается несколько проектов, имеющих признаки проектов ГЧП, в качестве примера можно привести проект по созданию системы электронного сбора платы за проезд по автомобильным дорогам в Республике Беларусь. Однако, до настоящего момента реализация таких проектов осуществлялась без общего для всех нормативного регулирования и не имела системный характер.

2. Сфера применения ГЧП

Закон о ГЧП предусматривает, что ГЧП может осуществляться в отношении объектов инфраструктуры в сферах дорожной и транспортной деятельности, коммунального хозяйства и коммунальных услуг, энергетики и иных сферах, оставляя указанный перечень открытым.

Отметим, что в Беларуси разработан Национальный инфраструктурный план Республики Беларусь на 2016-2030 годы (далее – НИП), в котором определены 100 приоритетных для Республики Беларусь инфраструктурных проектов с общим объемом инвестиций по указанным проектам более 3 миллиардов долларов США. Из перечня проектов ТОП-100 в дальнейшем планируется выделение перечня проектов, которые могут быть реализованы на принципах ГЧП.

На данный момент отобраны 7 пилотных проектов ГЧП:

реконструкция автомобильной дороги М–10: граница Российской Федерации (Селище) - Гомель – Кобрин, км 109,9 – км 184,5;

строительство магистральной автодороги в г. Гомеле протяженностью 41,35 км, с учетом строительства моста через реку Сож и пяти путепроводов;

- строительство Бешенковичской ГЭС (33 МВт-130 млн. кВт•ч) на реке Западная Двина Витебской области;

- строительство мусороперерабатывающего завода в г. Бобруйске;

- реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая больница №3 г. Гродно» под «Гродненский областной клинический онкологический диспансер»;

- строительство детских дошкольных учреждений в регионах Минской области;

- капитальный ремонт с реставрацией фасадов и реконструкцией под гостиничный комплекс объектов, расположенных в западной части Кобринского укрепления Брестской крепости.

Отметим также, что Закон о ГЧП не предполагает реализацию проектов ГЧП по оказанию государственных услуг частными партнерами.

3. Субъекты ГЧП

Закон о ГЧП предусматривает, что государственными партнерами в рамках проектов ГЧП могут являться:

а) Республика Беларусь, от имени которой выступают уполномоченные Президентом Республики Беларусь государственный орган или иная государственная организация, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь республиканский орган государственного управления или иная государственная организация, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;

б) административно территориальная единица, от имени которой выступает местный исполнительный и распорядительный орган (исполнительный комитет).

Частным партером ГЧП будут вправе выступить:

а) юридическое лицо (за исключением государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и государственных объединений, а также хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит Республике Беларусь либо ее административно-территориальной единице);

б) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

в) индивидуальный предприниматель.

4. Этапы реализации проектов ГЧП

Закон о ГЧП выделяет 4 этапа (стадии) реализации проектов ГЧП:

1) подготовка предложений о реализации проекта ГЧП;

2) принятие решения о реализации проекта ГЧП;

3) проведение конкурса по выбору частного партнера для заключения соглашения о ГЧП;

4) заключение и исполнение соглашения о ГЧП.

Закон о ГЧП предоставляет право направлять предложения о реализации проектов ГЧП как государственным органам и иным государственным организациям, так и потенциальным частным партнерам.

Решения о реализации проектов ГЧП по рассмотрения и оценки предложений об их реализации вправе будут принимать 3 субъекта:

1) Президент Республики Беларусь;

2) Совет Министров Республики Беларусь;

3) местные Советы депутатов.

Выбор частного партнера для заключения соглашения о ГЧП будет осуществляться, по общему правилу, по конкурсу. При этом Закон о ГЧП предусматривает, что конкурс будет состоять из двух этапов – предварительного отбора участников конкурса и определения участника, выигравшего конкурс.

Выбор частного партнера без проведения конкурса может осуществляться в случаях:

- необходимости осуществления в отношении объекта инфраструктуры действий в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств, обуславливающих невозможность проведения конкурса;

- связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь.

Между победителем конкурса или единственным участником конкурса, конкурсное предложение которого соответствует условиям конкурса, и (или) лицом, выбранными без проведения конкурса, и уполномоченными государственным органом или организацией в сфере ГЧП подлежит заключению соглашение о ГЧП.

Предметом соглашения о ГЧП партнерстве является осуществление в отношении объекта инфраструктуры проектирования, возведения и (или) реконструкции, реставрации, ремонта, модернизации, а также технического обслуживания и (или) эксплуатации.

Комментарий

Полагаем, что ГЧП позволит расширить возможности финансирования инфраструктурных проектов в Республике Беларусь за счет привлечения средств частных инвесторов, а также повысит экономическую эффективность реализации инфраструктурных проектов для инвесторов. Отметим также, что ряд норм Закона о ГЧП носят отсылочный характер и окончательные условия реализации проектов ГЧП в Беларуси можно будет оценить только после принятия Советом Министров Республики Беларусь соответствующего нормативного правового акта об условиях реализации проектов ГЧП, который должен быть разработан и принят до вступления в силу Закона о ГЧП (02.07.2016).

Чем мы можем помочь

Специалисты компании Revera готовы оказать необходимую юридическую поддержку инвесторам по вопросам, возникающим при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь, в том числе на основе проектов ГЧП.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультанты

Александр Антонов

Ведущий юрист

+375 17 388 22 78

aa@revera.by