РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Вместо хозяйственных судов - экономические суды

05 Декабря 2013

Revera Consulting Group обращает внимание, что с 1 января 2014 года происходит объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции.
Начало объединению положено 29 ноября 2013 года подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:
Декрет № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь»
Указ № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и
Указ № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».

I. Образуется система судов общей юрисдикции
Как было:
Существовало две системы судов – общие суды и хозяйственные суды, компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным судом Республики Беларусь, система хозяйственных судов – Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
Как стало:
С 1 января 2014 года будет существовать единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды, последние  будут переименованы в экономические суды областей и г. Минска. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее – ВХС) присоединяется к Верховному Суду Республики Беларусь.
Вся система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным судом. В состав Верховного суда входит судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда.
За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции, согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст. 39 ХПК). Экономические суды продолжают руководствоваться ХПК при рассмотрении подсудных им споров.

II. Изменяется наименование инстанций, рассматривающих экономические споры
Инстанция Как было Как стало
Первая инстанция Хозяйственные суды областей (города Минска) Экономические суды областей (города Минска)
Апелляционная инстанция Апелляционная инстанция соответствующего хозяйственного суда, вынесшего постановление по первой инстанции. Апелляционная инстанция экономического суда соответствующей области (города Минска)
Кассационная инстанция Кассационная коллегия ВХС Коллегия по экономическим спорам  Верховного суда
Надзор:
Лица, имеющие право принесения протеста
Председатель ВХС либо его заместители;
Генеральный прокурор либо его заместители
Председатель Верховного Суда либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители
Суд надзорной инстанции Президиум ВХС - в отношении постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций).
Пленум ВХС - отношении постановлений Президиума ВХС.
Президиум Верховного Суда - в отношении постановлений, принятых экономическими судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Пленум Верховного суда - в отношении постановлений Президиума Верховного суда.


       
III. Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений.
Как было:
Принудительное исполнение до 01 января 2014 года осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда. Заявление о возбуждении исполнительного производства подавалось в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.
Действия (бездействие) судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.
При принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) пять процентов от суммы, взысканной в пользу взыскателя.
Как стало:
С 01 января 2014 года создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хозяйственных судов. Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.
Исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утв. постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21 и др.)
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган  принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) – Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа.
С 01 января 2014 г. расширяются права судебных исполнителей. Так, например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества.
При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер, согласно постановлению судебного  исполнителя взыскивается (удерживается) с должника – физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин по каждому исполнительному документу, а с должника – юридического лица – в размере  10 базовых величин по каждому исполнительному документу.  

Комментарий:
Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что по сути, ВХС вошел в состав Верховного суда, а хозяйственные суды -  переименованы в экономические суды с сохранением своих функций (организационно экономические суды пока будут располагаться там же, где сейчас хозяйственные суды).
С 01 января 2014 года следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ. Процессуальное же законодательство (в том числе и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать пока в неизменном виде. Принятие единого процессуального кодекса пока не ожидается.
Унифицирована также система судебного исполнения. Принятые акты пока наметили общую концепцию, более детально статус органов принудительного исполнения должен быть утвержден до 01 января 2014 года Советом Министров.
Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования.  В дальнейшем объединение судов, вероятно, приведет и к унификации как процессуального законодательства, так и судебной практики.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме