РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Общая характеристика каналов распространения информации, связанной с деловой репутацией

04 Марта 2015

В условиях активно развивающихся общественных отношений, а также масштабной информатизации страны распространение доступной информации приобретает новые формы, виды, способы.

За подготовкой материалов следует их распространение, и самый важный вопрос здесь — каким методом донести до аудитории информацию, какие каналы распространения сведений использовать. Точный и эффективный выбор этих каналов должен позволить донести информацию до адресата как можно более эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.

Definition

Каналы распространения информации - это средство обмена информацией между субъектами деловых и экономических отношений.

Рассматривая вопросы о распространении информации, касающейся деловой репутации, важно помнить о последствиях распространения негативной информации. Законодательством Республики Беларусь предусмотрен институт защиты деловой репутации. Для применения этого института информация должна соответствовать нескольким критериям, чтобы можно было с уверенностью сказать, что здесь предусмотрен и будет реализован правовой механизм защиты деловой репутации:

  1. Информация либо сведения должны быть несоответствующими действительности.
  2. Информация либо сведения должны быть распространены.
  3. Информация либо сведения должны быть порочащими.


С определениями вышеперечисленных понятий чаще всего вопросов не возникает, поскольку практика уже выработала определенные принципы признания их таковыми. Постановление № 15 и Постановление № 16 раскрывают суть такого понятия как «деловая репутация», «порочащие сведения»[1].

В результате распространения порочащих деловую репутацию сведений, самым важным для лица, деловая репутация которого умаляется, становится вопрос об установлении факта недействительности распространенных сведений и (или) их опровержения. Если первое возможно по решению суда на основании заявление лица, чьи права нарушили, то второй вариант, в большинстве своем, возможен только при наличии субъекта, распространившего порочащие деловую репутацию сведения.

В развитие вопроса о возможной защите деловой репутации, целесообразно рассмотреть следующие способы распространения информации.

 Размещение сведений в средствах массовой информации Распространение информации в этом случае будет осуществляться с помощью телевидения, радио, газеты, журнала, бюллетеней и иных видов СМИ.

В условиях развивающихся информационных технологий законодательство идет по пути максимально возможного урегулирования изменяющихся общественных отношений. Так, в 2015 году вступили в силу изменения в Закон о СМИ, на основании которых информационные ресурсы (их составные части) глобальной компьютерной сети Интернет, которые используются с целью периодического распространения информации, также являются СМИ. К ним относятся интернет-газеты, информационные порталы, интернет-радиостанции и т.п. Опубликование любого информационного сообщения в такого рода СМИ будет распространением информации в СМИ. Однако распространителем в данном случае будет не то лицо, которое разместило информацию на форуме, в блоге, а владелец конкретного информационного ресурса (например, владелец интернет-сайта, на котором ведется блог). Распространение запрещенной или порочащей чью-либо деловую репутацию информации должно пресекаться, и законодательством предусмотрена обязанность владельца информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, не допускать использование этого информационного ресурса (его составной части) для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям Закона о СМИ (п. 3 ст. 38 Закона о СМИ).

С 1 января 2015 года информационные ресурсы сети Интернет, которые используются с целью периодического распространения информации, также являются СМИ.

Зачастую на практике возникает вопрос о возможности отнесения веб-сайта, блога к СМИ. Представляется, что в данном случае следует обращать внимание на обязательные условия, которым должно отвечать СМИ:

- периодический характер;

- предназначение для неопределенного круга лиц.

Касательно необходимости государственной регистрации такого вида СМИ можно привести мнение российской журналистки Бинафши Каландаровой, которая считает, что регистрация блога как СМИ (работа указанного автора касается конкретно блога как СМИ) всегда должна быть добровольной. Обосновывает это тем, что обязательная регистрация, во-первых, может привести к ограничению информации в Интернете и торможению развития Интернет-услуг. Во-вторых, обязательная регистрация лишь только блогов, не говоря уже всех веб-сайтов, является сложной задачей с точки зрения технических возможностей и объема блогов в Интернете. В-третьих, это может привести к ограничению прав граждан на свободу получения информации и выражения своих мыслей. Также автор отмечает, что единственным случаем, когда можно требовать обязательную регистрацию блога как СМИ, является ситуация, когда ведение блога направлено на получение коммерческой выгоды[2].

Можно согласиться с указанной точкой зрения и отметить, что законодатель Республики Беларусь пошел по пути решения вопроса о предоставлении возможности признания информационных ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет средством массовой информации, с отсутствием для них необходимости прохождения государственной регистрации в качестве СМИ. На сегодняшний день, говорить о каком-то конкретном веб-сайте, блоге, который может относиться к СМИ или нет, сложно. Четкого определения или критериев отнесения того или иного информационного ресурса глобальной компьютерной сети Интернет к СМИ законодательство не содержит, и по сути это может быть любой сайт.

Что же касается определения субъекта, распространившего информацию, то, как правило, выявить данное лицо не составляет труда. Тем более что законодательство предусматривает возможность предъявления иска о защите деловой репутации к юридическому лицу, на которое возложены функции редакции СМИ (п. 4 Постановления № 16).

Размещение информации на информационных ресурсах глобальной компьютерной сети Интернет

Распространение информации в этом случае будет осуществляться с помощью интернет-сайтов, блогов, форумов, гостевых книг, электронной почты и иных информационных ресурсов.

Вопрос с определением субъекта, распространившего информацию, весьма интересен, учитывая то, что найти его не всегда удается.

Рассмотрим несколько вариантов.

Во-первых, самым простым вариантом является проверка «ника» лица, которое разместило информацию. Многие интернет-сайты для удобства пользователя применяют систему идентификации посетителей с помощью процедур «регистрация/авторизация». Проблема использования подобного механизма идентификации пользователя в том, что информация о пользователе указывается лишь им самим, не проходя никакой процедуры верификации. Встречается, что пользователи вносят в анкету на интернет-сайте всю информацию о себе (ФИО, дата рождения и т.д.), что значительно облегчает поиски распространителя.

Справочно

Ник (от англnickname) — выдуманное сетевое имя, сетевой псевдоним, добровольная самодеанонимизация. Используется при общении в сети интернет.

Также «ник» можно проверить в социальных сетях, skype, ICQ. Лица, распространяющие информацию, могут дублировать свой «ник», что также может помочь в поисках.

Во-вторых, можно проверить распространителя по адресу электронной почты. В профиле  электронная почта может также содержаться контактная информация.

В-третьих, самым сложным способом является идентификация распространителя по IP-адресу.

Согласно п. 6 Указа № 60 поставщики интернет-услуг обязаны осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах.

Поставщики интернет-услуг обязаны осуществлять идентификацию абонентских устройств, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах .

Иными словами, лицо, в отношении которого распространили сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе обратиться к поставщику интернет-услуг с просьбой предоставления имеющейся у него информации для выявления лица, распространившего ее. Вместе с тем, надо иметь в виду, что поставщик Интернет-услуг (равно как и администрация домена, DNS-сервера) не обязан предоставлять частным лицам даже выдержки из своих журналов. Он может отказать в выдаче IP-адреса пользователя, разместившего информацию, если предвидит возможность привлечения себя в качестве соответчика. В таком случае заинтересованному лицу следует обратиться в орган, который имеет право истребовать данные сведения. В соответствие с п. 6 Указа № 60 такими органами могут быть органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы прокуратуры и предварительного следствия, органы Комитета государственного контроля, налоговые органы, суды в порядке, установленном законодательными актами.

Справочно

Для идентификации автора сообщений в глобальной компьютерной сети Интернет российский исследователь Малофеева С.С. предлагает ввести так называемые цифровые идентификаторы. Это должны быть обособленные специализированные файлы, которые должны отвечать следующим требованиям:

- файлы содержат в себе сведения о держателе идентификатора (для физического лица: фамилия, имя, отчество, пол, возраст; для юридического лица: полное наименование, УНП);

- сведения должны быть в зашифрованном виде

Цифровой идентификатор должен иметь специализированный номер, который будет содержать информацию о центре выдачи цифрового идентификатора и будет входить в состав специализированного реестра действительных цифровых идентификаторов, из которого по запросу ограниченного круга лиц будет предоставляться необходимая информация[3].

Распространение информации может осуществляться и иными  способами, такими как устно перед неограниченным кругом лиц (демонстрации, выступления, семинары и т.д.), письменно надписями на каких-либо материальных носителях (плакаты, стенды, световые табло и т.д.).

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что основным каналом распространения информации все же является СМИ. Государство, реализуя государственную информационную политику, идет по пути урегулирования также информационных отношений и устанавливает дополнительные рычаги воздействия на распространителей информации, приравнивая информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет к СМИ. Хочется надеется, что с помощью разрабатываемых государственных механизмом, станет значительно проще отыскать лицо, распространившее недостоверную информацию. А возможность привлечения к ответственности владельцев информационных ресурсов побудит их более внимательно относиться к пользователям интернет-ресурсов и размещаемой там информации.

"Библиотечка журнала "Юрист", март 2015


[1] Более подробно о понятии деловой репутации в статье В.Карпенкова «Вред, причиненный деловой   репутации: содержание и вопросы компенсации»

[2] Бинафша Каландарова.  Блог – это новое СМИ?// Право и интернет – 20 февраля 2015 года, 15.10 – Режим доступа: http://www.russianlaw.net/law/doc/a226.doc

[3] Малофеев С.С. Проблемы идентификации личности в информационной сфере// Право и интернет – 23 февраля 2015 года, 18.00. – Режим доступ: http://www.russianlaw.net/files/law/doc/a240.pdf.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Марина Чернявская

Юрист

+375 17 286 08 30

info@revera.by