РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Какой судебный порядок обжалования Акта нарушения порядка оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам РБ, вынесенного ГУ «Транспортная инспекция Минтранса»?

27 Декабря 2013

Следует сразу отметить, что в ответе на вопрос не идет речь об административном процессе, порядок которого регламентирован  Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В Республике Беларусь постановлением Совета Министров от 30.04.2013 № 340  утверждено Положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения акт нарушения - документ, составляемый уполномоченным должностным лицом государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее - Транспортная инспекция) и подтверждающий факт нарушения(ий) пользователем платной дороги порядка взимания платы за проезд по ней или ее части. Форма акта нарушения утверждена Министерством транспорта и коммуникаций (далее - Минтранс) (приложение 1 к постановлению Минтранса от 07.06.2013 № 16).
В п. 68 Положения закреплен неисчерпывающий перечень обязанностей пользователя платной автомобильной дороги, основополагающей из которых является соблюдать требования этого Положения.
В соответствии с п. 67.5 Положения пользователь платной дороги имеет право на предъявление претензий в связи с начислением и (или) взиманием платы за проезд в порядке, установленном главой 8 Положения. П. 69 главы 8 Положения в свою очередь устанавливает, что все споры и разногласия в связи с пользованием платной дорогой, начислением и взиманием платы за проезд, в том числе платы в увеличенном размере, разрешаются путем направления претензий. Таким образом, глава 8 Положения устанавливает обязательный претензионный порядок разрешения разногласий с пользователем платной дороги, в частности, возникших в связи с начислением и взиманием платы за проезд.
Претензии в связи с начислением и взиманием платы за проезд предъявляются в государственное учреждение «Белавтострада» не позднее 15 рабочих дней с момента, когда пользователь узнал или должен был узнать об обстоятельствах, ставших основанием для предъявления претензии, но не позднее 6 месяцев с даты, когда такие обстоятельства имели место (п. 70, 74 Положения).
Претензии в связи с начислением и взиманием платы в увеличенном размере (взимается в случае выявления неоплаты или неполной оплаты) предъявляются в Транспортную инспекцию Минтранса в 15-дневный срок с момента составления акта нарушения (п. 78 Положения).
В случае удовлетворения претензии денежные средства, подлежащие возврату, перечисляются лицу, осуществившему плату за проезд, тем способом, каким была совершена плата по реквизитам плательщика, указанным им при внесении платы за проезд, если иной способ возврата не предусмотрен оператором (п. 81 Положения).

Следует подчеркнуть, что поскольку право на судебную защиту является универсальным,  возможен и судебный порядок разрешения разногласий, возникших в связи с  начислением и взиманием платы за проезд. В этом случае необходимо подавать заявление об обжаловании действий должностного лица Транспортной инспекции по составлению акта нарушения порядка оплаты за проезд.
В силу п. 2 Положения пользователем платной дороги является собственник (владелец) транспортного средства или иное лицо, использующее платную дорогу и принимающее непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства. При этом лицо, принимающее непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства, но не являющееся собственником (владельцем) транспортного средства, действует при пользовании платной дорогой от имени и в интересах собственника (владельца) транспортного средства.
Таким образом, пользователем платной дороги может быть как юридическое, так и физическое лицо. В зависимости от этого субъектного критерия судебный спор будет разрешаться на основании либо главы 24 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК), либо главы 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК).

I.    Если акт нарушения порядка оплаты за проезд обжалует физическое лицо, не ИП.
Согласно ст. 353 ГПК гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством Республики Беларусь установлен иной, несудебный, порядок обжалования. При этом к таким действиям (бездействиям) относятся коллегиальное и единоличное действия (бездействие), в результате которых гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу ст. 354 ГПК такая жалоба подается в суд только после обжалования действия государственного органа, юридического лица, а также организации, не являющейся юридическим лицом, должностного лица в порядке подчиненности государственному органу или лицу, которые обязаны рассмотреть ее и о результатах рассмотрения сообщить гражданину в месячный срок.
Таким образом, поскольку Положением установлен обязательный претензионный порядок разрешения разногласий с пользователем платной дороги, в частности, возникших в связи с начислением и взиманием платы за проезд, обжалование действий должностного лица Транспортной инспекции в судебном порядке возможно только после получения ответа от Транспортной инспекции о результатах рассмотрения претензии в связи с начислением и взиманием платы за проезд.
Выше были указаны сроки направления претензии. Поскольку иное не установлено в Положении, они являются пресекательными, т.е. восстановлению не подлежат. Однако в  случае пропуска срока целесообразно все равно направить претензию. Если срок для направления претензии был пропущен, возможны две ситуации:
1)    Претензия будет рассмотрена по существу несмотря на пропуск срока;
2)    Будет отказ в рассмотрении претензии в связи с пропуском срока для ее направления.
Представляется, что в случае получения отказа в рассмотрении претензии в связи с пропуском срока, суд посчитает досудебный порядок разрешения разногласий соблюденным.

В случае неудовлетворения претензии, гражданин вправе подать жалобу в суд по месту нахождения Транспортной инспекции в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином отказа в удовлетворении жалобы в административном порядке или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ (ст. 355 ГПК). При этом пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом. Суд вправе также приостановить исполнение обжалуемого действия до разрешения жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Тут возможны два варианта исхода событий:
1.    Суд вынесет решение об обоснованности жалобы и обязанности устранить допущенное нарушение. Данное решение будет направлено в Транспортную инспекцию в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу. При этом в месячный срок со дня получения решения суда Транспортная инспекция обязана будет сообщить суду и заявителю об исполнении решения суда по жалобе.
2.    Суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы (если установит, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом и в пределах полномочий должностного лица).
В случае несогласия заявителя с вынесенным решением, он может обжаловать его в кассационном и/или надзорном порядке.

II.    Если акт нарушения порядка оплаты за проезд обжалует юридическое лицо или ИП.
Согласно ст. 227 ХПК юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в хозяйственный суд заявления об обжаловании действий должностного лица Транспортной инспекции.
Заявление должно соответствовать требованиям, установленным статьями 159 и 160 ХПК, и содержать дополнительно:
o    наименование органа, фамилию, собственное имя и отчество должностного лица, совершившего обжалуемые действия;
o    указание, какие права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя нарушаются этими действиями, требования каких законодательных или иных нормативных правовых актов нарушены этими действиями.
В силу ст. 159 ХПК заявление должно обязательно содержать сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров. Согласно ст. 6 ХПК, если законодательными актами для определенной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка.
Таким образом, поскольку Положение устанавливает обязательный досудебный (претензионный) порядок разрешения разногласий, в хозяйственный суд можно будет обратиться только после направления претензии в установленном Положении порядке. В противном случае хозяйственный суд оставит заявление без рассмотрения (ст. 151 ХПК).
Как и в первом случае, возможны два варианта исхода событий:
1)    хозяйственный суд вынесет решение о признании действий Транспортной инспекции незаконными и обяжет ее устранить допущенные нарушения;
2)    хозяйственный суд откажет в удовлетворении заявленных требований.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Елена Мельникова

Адвокат

+375 17 226 10 26

info@revera.by