РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Алгоритм действий по переходу из приказного производства в исковое производство

12 Марта 2015

Приказное производство давно зарекомендовало себя как менее затратный и быстрый способ взыскания дебиторской задолженности в ситуации бесспорности долга.

Согласно ч. 2 ст. 220 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) в приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до ста базовых величин.

Несомненными преимуществами приказного производства перед исковым являются:

  • более быстрое рассмотрение дела (20 рабочих дней с момента подачи заявления);
  • минимальный размер государственной пошлины (не превышает 5 базовых величин);
  • судебные заседания не проводятся.

Вместе с тем существует риск того, что суд откажет в вынесении определения о судебном приказе. Основания для отказа предусмотрены в ч. 1 ст. 224 ХПК. К ним относятся:

­  представление должником мотивированного отзыва в порядке ч. 1 ст. 223 ХПК;

­  поступление в суд заявления взыскателя об отказе от заявленных требований либо заявления об отзыве (возвращении) заявления о возбуждении приказного производства;

­  принятие в отношении должника решения о ликвидации (прекращении деятельности);

­  возбуждение дела об экономической несостоятельности (банкротстве) и открытие конкурсного производства.

В такой ситуации взыскателю целесообразно подать ходатайство о рассмотрении дела в порядке искового производства на основании ч. 4 ст. 224 ХПК. Такое ходатайство подается не позднее 15 рабочих дней после направления определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе.

При этом переход в исковое производство возможен как в случае отказа в выдаче определения о судебном приказе на всю сумму заявленных требований, так и на ее часть.

В силу ч. 4 п. 26 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства» (далее – Постановление № 9) при применении ч. 4 ст. 224 ХПК не требуется представление доказательств соблюдения истцом требования законодательства или договора о досудебном порядке урегулирования спора (претензия, переговоры, внесудебная медиация).

Таким образом, для перехода из приказного производства в исковое взыскателю необходимо:

1)      подготовить ходатайство о переходе в исковое производство;

2)      оплатить государственную пошлину исходя из цены иска, рассчитанной на дату подачи ходатайства;

3)      подготовить исковое заявление;

4)      подготовить пакет приложений (оригинал платежного поручения, заверенный в банке; копии ходатайства и искового заявления для суда и ответчика; копия документа, подтверждающего полномочия на подачу ходатайства и искового заявления).


Обращаем внимание, что в отношении уплаты госпошлины за рассмотрение требования в порядке искового производства возможны два варианта:

1)      зачет госпошлины, ранее уплаченной за рассмотрение требования в порядке приказного производства, в счет уплаты госпошлины за его рассмотрение в порядке искового производства;

2)      полная уплата госпошлины за рассмотрение требования в порядке искового производства с последующим возвратом госпошлины, ранее уплаченной за его рассмотрение в порядке приказного производства.

Согласно ч. 2 п. 26 Постановления № 9 в счет уплаты госпошлины по исковому производству допускается зачет налоговым органом в установленном порядке суммы государственной пошлины, уплаченной взыскателем при подаче заявления в порядке приказного производства, если в выдаче определения о судебном приказе отказано в отношении всей суммы заявленных требований.

Порядок зачета государственной пошлины регламентирован ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Так, согласно п. 2 ст. 60 НК зачет производятся налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица), если иное не установлено НК, иными законодательными актами.

Зачет в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица). В силу ч. 4 п. 6 ст. 60 НК решение о зачете либо об отказе в проведении зачета государственной пошлины принимается не позднее одного месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о зачете излишне уплаченной суммы государственной пошлины (при подаче такого заявления по установленному формату в виде электронного документа - со дня передачи подтверждения, указанного в ч. 2 п. 12 ст. 60 НК.

Форма заявления на зачет (возврат) государственной пошлины приведена в приложении № 19 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 14 от 26.04.2013 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».

Каким вариантом воспользоваться – выбор взыскателя.            

Однако ввиду ограниченного срока на подачу ходатайства о переходе в исковое производство видится целесообразным (при наличии свободных денежных средств) использовать именно второй вариант.

Обращаем внимание, что пропуск взыскателем срока на переход в исковое производство из приказного не препятствует подачи взыскателем искового заявления по тому же требованию в общем порядке, установленном ХПК.

normativka.by, март 2015

Kонсультант

Елена Мельникова

Адвокат

+375 17 226 10 26

eim@rcg.by