РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Налоги с интернет-доходов: платить или не платить?

15 Октября 2013

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь услугами сети Интернет на начало 2013 года воспользовалось 46,9% населения, а среди организаций данный показатель составил 96,8% . При этом в виртуальную реальность переносятся не только процессы коммуникации и развлечений, но и коммерческая активность, связанная с получением дохода.
Если первоначально коммерческая деятельность в сети Интернет была связана только с маркетинговой активностью – продвижением товаров и услуг, и заключением договоров, расчеты по которым осуществлялись вне Всемирной Паутины в наличном либо безналичном порядке, то на сегодняшний день возникла возможность осуществления всех этапов сделки, в том числе, ее оплаты, посредством сети Интернет.
Итак, зарабатывают в сети Интернет и юридические, и физические лица, однако, исправно ли они при этом исполняют требования законодательства? Налоговые обязательства юридических и физических лиц, получающих доходы посредством сети Интернет, будут описаны в настоящей статье.
Первоначально необходимо ответить на вопрос о том, что стоит понимать под «интернет-доходом». Легальное определение данного термина в белорусском законодательстве отсутствует, как, впрочем, в законодательстве наших партнеров по Единому экономическому пространству.
Как правило, на практике термин «интернет-доходы» подразумевает получение электронных денег посредством сети Интернет. При этом, основания для получения такого дохода могут возникать как в виртуальной (например, получение выигрыша в Интернет-казино и других онлайн играх), так и в реальной среде (например, получение выручки от реализации товаров, которые оплачены через систему электронных денег).
В Республике Беларусь на законодательном уровне закреплено понятие «электронных денег», которое содержится в Правилах осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 ноября 2003г. № 201 (далее – Правила).
Под «электронными деньгами», согласно абз. 2 п. 3 Правил, понимаются хранящиеся в электронном виде единицы стоимости, принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов как с эмитентом данных единиц стоимости, так и с иными лицами и выражающие сумму безусловного и безотзывного обязательства эмитента по погашению данных единиц стоимости любому лицу, предъявившему их для погашения. Электронные деньги хранятся в «электронном кошельке», под которым понимается пластиковая карточка, программное обеспечение персонального компьютера, иное программно-техническое устройство, содержащее электронные деньги и обеспечивающее к ним доступ.
Налогообложение Интернет-доходов физических лиц
К налоговым обязательствам физических лиц относится уплата ими подоходного налога по правилам, установленным ст. 152 – 182 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Согласно ст. 153 НК уплачивать подоходный налог должны как резиденты Республики Беларусь, так и лица, которые являются нерезидентами для целей налогообложения.
Для того чтобы получить статус резидента необходимо находиться в Беларуси более 183 дней в течение одного календарного года. В этом случае физическое лицо обязано задекларировать все свои доходы вне зависимости от того, из какой страны он был получен. Соответственно, лицо, которое пробыло 183 и более дней за пределами территории Республики Беларусь, признается нерезидентом и уплачивает налоги только с доходов, полученных из источников в Республике Беларусь. Следует помнить о том, что ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится не только время непосредственного пребывания физического лица на территории Беларуси, но и время, на которое это лицо выезжало за пределы нашей страны на лечение, отдых, командировку.
Следует отметить, что для целей налогообложения, получение электронных денег само по себе уже является доходом и не требует перевода на банковский счет или обналичивания. Доход считается полученным уже в день зачисления выплаты на электронный кошелек. С обналичиванием денежных средств связан и ещё один вопрос, а именно размер налогооблагаемой суммы. Как известно банки снимают проценты за обналичивание денежных средств и гражданин получает на руки сумму, меньшую, чем сумма перевода. Однако снятые банком проценты не уменьшают налоговой базы и налог исчисляется от всей суммы, поступившей на электронный кошелек.
Вместе с тем, согласно п. 1 Правил к электронным деньгам не относятся хранящиеся в электронном виде на программно-техническом устройстве единицы стоимости, выражающие сумму обязательств эмитента перед держателями и принимаемые в качестве средства платежа исключительно эмитентом.
Особенно важна эта оговорка для лиц, получающих выигрыши онлайн казино и иных играх. Как правило, в них используются собственные платежные средства (например, фишки или монеты). Пока выигрыш, исчисляемый в таких единицах, не будет конвертирован в электронные деньги и не поступит на кошелек игрока, доход не считается полученным, и, соответственно, отсутствует объект налогообложения. Следует иметь в виду и обратную ситуацию: если доход уже поступил на кошелек физического лица, то он подлежит включению в налоговую базу в полном объеме вне зависимости от направления дальнейшего расходования этих средств. Например, если игрок в покер сегодня выиграл 100 рублей, которые ему перечислили на кошелек, а завтра проиграл 90 из них, то налог будет исчисляться от 100 рублей, а не от 10.
Для исчисления налога по Интернет-доходам и по реальным доходам установлены единые правила. То есть доходы, не являющиеся объектом налогообложения или освобожденные от подоходного налога, не входят в налоговую базу вне зависимости от способа их получения. Например, подарки близких родственников, перечисленные в виде электронных денег, не приводят к возникновению обязанности по уплате подоходного налога. Однако следует быть весьма внимательным при применении льгот и освобождений. В частности, многие знают, что доходы, полученные в виде выигрышей, полученных от организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, освобождаются от подоходного налога. Вместе с тем, данное освобождение применимо только в том случае, если выигрыш выплачивает лицо, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности в Республике Беларусь. Поскольку подобные лицензии выдаются только юридическим лицам Республики Беларусь, то выигрыш, полученный от иностранной организации, должен облагаться в общем порядке. Помимо освобождений при налогообложении Интернет-доходов можно применять стандартные, социальные и имущественные вычеты, если они не были применены раньше.
Обращаем внимание, что форма получения дохода не влияет на порядок уплаты подоходного налога, то есть при налогообложении доходов, полученных в виде электронных денег, в общем порядке применяются нормы НК о налоговом агенте и его обязанностях. Например, если юридическое лицо выплачивает гражданину вознаграждение за услуги по обслуживанию сайта посредством перечисления ему электронных денег, то оно должно удержать у него подоходный налог и перечислить его в бюджет. Если же лицо, выплачивающее доход, не является налоговым агентом, то получатель должен самостоятельно заполнить декларацию и подать ее в налоговый орган не позднее 1 марта года, следующего за годом получения дохода. Уплата налога осуществляется по общей ставке 12% не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.
Помимо подоходного налога НК описывает также единый налог с физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Особенностью этого налога является то, что он применяется в обязательном порядке при осуществлении определенных видов деятельности. Поэтому необходимо отслеживать какая активность приносит доход и выбирать в соответствии с ней налог, подлежащий уплате.
Следует помнить также о том, что сеть Интернет может служить для совершения хозяйственных операций, а значит, может использоваться для предпринимательской деятельности. Поэтому в случае, если физическое лицо участвует в гражданском обороте от своего имени на свой риск и под свою имущественную ответственность с целью получения систематической прибыли, то оно обязано зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, даже если такая деятельность осуществляется им только посредством сети Интернет. В частности это касается распространенной в настоящее время такой формы ведения деятельности как фриланс.
Примечательно, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя позволяет фрилансеру оптимизировать налоговую нагрузку, оставаясь в пределах правового поля. Вместо уплаты подоходного налога по ставке 15% с возможностью применения профессионального налогового вычета, индивидуальный предприниматель вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, позволяющую направлять на уплату налогов всего 5% выручки.
Однако, необходимо отметить, что в случае если фрилансер сотрудничает только с одной организацией на основании гражданско-правового договора, то ему не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку такая деятельность не является предпринимательской в смысле абз. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. С одной стороны, это упрощает администрирование деятельности, но с другой   не дает возможность применить упрощенную систему налогообложения и влечет применение общей ставки подоходного налога 12%, а также обязательство со стороны организации по уплате отчислений по социальному страхованию.
Налогообложение Интернет-доходов юридических лиц
На сегодняшний день деятельность юридических лиц Республики Беларусь, связанная с получением Интернет-доходов, является скорее исключением, нежели правилом, что обусловлено рядом причин. Во-первых, в законодательстве нашей страны отсутствуют четкие нормы, регулирующие порядок отражения электронных денег в бухгалтерском учете и порядок налогообложения подобных доходов. Во-вторых, в силу п. 20 Правил максимальная сумма одной операции при использовании электронных денег не должна превышать 30 базовых величин, что существенного ограничивает развитие электронной коммерции и активное использование электронных расчетов юридическими лицами.
Также необходимо отметить, что в законодательстве Республики Беларусь не решен вопрос о том, могут ли юридические лица использовать электронные деньги для расчетов друг с другом. С одной стороны, прямого запрета на это не установлено. Но с другой, абз. 9 п. 15 Правил закрепляет, что электронные деньги в виде оплаты за реализуемые товары, выполненные работы, оказанные услуги могут быть получены юридическим лицом от физических лиц. Что касается поступлений электронных денег от субъектов хозяйствования, то юридическое лицо может получить их от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при оплате их работниками командировочных и иных расходов.
Таким образом, в силу императивности норм Правил, можно сделать вывод о том, что по общему правилу осуществление расчетов между субъектами хозяйствования в форме электронных денег является осуществлением финансовых операций с нарушением требований законодательства и, следовательно, влечет административную ответственность по ст. 11.53 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации данный вопрос решен более однозначно. Так, в соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011г. №161-ФЗ, при переводе электронных денежных средств юридическое лицо может быть получателем, а также плательщиком, в случае, если получателем средств является физическое лицо. Как видим, приведенная норма исключает возможность использования электронных денег при осуществлении расчетов между субъектами хозяйствования в Российской Федерации.
По нашему мнению, подобные ограничения также негативно сказываются на развитии электронной коммерции, поскольку существенно сужают сферу использования электронных денег субъектами хозяйствования.
В случае, если юридическое лицо все-таки получает интернет-доход, у него возникает ряд налоговых обязательств.
В соответствии со ст. 125 НК, юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республики Беларусь, либо получающие доход от источников в Республике Беларусь, являются плательщиками налога на прибыль.
Объектом налогообложения является валовая прибыль, то есть, разница между доходами и расходами юридического лица, уменьшенная на сумму внереализационных расходов. В данном случае под доходом для целей налогообложения понимается вся сумма денег, поступившая на электронный кошелек юридического лица.
При этом, датой получения дохода будет признаваться дата поступления средств на электронный кошелек юридического лица, независимо от даты обналичивания поступивших денежных средств.
Согласно абз. 9 п. 15 Правил, интернет-доход, полученный юридическим лицами, подлежит предъявлению к погашению, то есть, обмену на наличные или безналичные денежные средства. При этом банками взимается комиссия за осуществление подобных операций. Примечательно, что при расчете налога на прибыль юридических лиц, расходы, связанные с оплатой услуг банков по погашению электронных денег, включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) и учитываются при налогообложении, согласно ст. 130 НК.
В соответствии с ч. 1 ст. 142 НК, по общему правилу, ставка налога на прибыль установлена в размене 18 %.
Для отдельных категорий плательщиков установлена ставка налога на прибыль в размере 10%. Согласно ч. 2, 6, 7 ст. 142 НК, такими плательщиками являются: организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50%; научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков; организации, получающие прибыль от реализации товаров собственного производства, включенных в Перечень высокотехнологичных товаров, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2012г. № 574.
Ставка 5 % установлена в отношении налога на прибыль членов научно-технологической ассоциации, созданной Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.
Налоговым периодом для уплаты налога на прибыль в отношении Интернет-доходов, в соответствии с общим правилом, закрепленным в ч. 1 ст. 143 НК, является календарный год. При этом налоговая декларация по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода представляется плательщиком в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Резюме.
Стремительное развитие информационных технологий обуславливает постепенный перенос коммерческой деятельности в сеть Интернет и, соответственно, увеличение доли дохода юридических и физических лиц, выраженного в виде электронных денег. Интернет-доход многими участниками хозяйственной деятельности не воспринимается как серьезный и самостоятельный источник дохода, в связи с чем, вопрос об уплате в отношении него предусмотренных законодательством налогов даже не ставится.
Между тем, такая позиция представляется заблуждением: интернет-доход является полноценным и полноправным доходом. Соответственно, у лиц, его получающих, возникают определенные налоговые обязательства, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет административную или уголовную ответственность.
Нормы действующего НК не содержат каких-либо принципиальных отличий налогообложения Интернет-доходов в сравнении с иными формами доходов. Такие особенности, однако, вытекают из Правил осуществления операций с электронными деньгами.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Юлия Ошмян

Адвокат

+375 17 226 10 26

yo@rcg.by