РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

Необходимо ли руководителю представительства иностранной организации, открытому в Республике Беларусь, получать служебную карточку? Какова процедура ее получения?

31 Октября 2016

Вопрос: Необходимо ли руководителю представительства иностранной организации, открытому в Республике Беларусь, получать служебную карточку? Какова процедура ее получения?

Ответ: Необходимо руководителям представительств - иностранным гражданам. Процедура получения служебной карточки следующая.

По общему правилу, это право, а не обязанность руководителя представительства. Однако руководителям представительств - иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - иностранные граждане) - необходимо получить служебную карточку для оформления пребывания в Республике Беларусь с точки зрения миграционного законодательства.

Основным правовым актом, регулирующим порядок открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, является Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 N 1189 "Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов" (далее - Положение).

Согласно части первой пункта 16 Положения Министерство иностранных дел Республики Беларусь выдает руководителю представительства служебную карточку. Указанная норма сформулирована диспозитивно - это право, а не обязанность руководителя представительства. Основное назначение служебной карточки - подтверждение полномочий руководителя представительства.

Вместе с тем, в отношении руководителей представительств - иностранных граждан - практика складывается несколько иначе. С 07.09.2015 вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З "О внешней трудовой миграции" (далее - Закон N 225-З), предусмотренные Законом Республики Беларусь от 04.06.2015 N 268-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь". С указанного момента иностранные граждане, являющиеся руководителями представительств иностранных организаций, получили льготу: они освобождаются от необходимости получения специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (абз. 7 ч. 2 ст. 2 Закона N 225-З).

В связи с этим, на официальном сайте Министерства внутренних дел Республики Беларусь были даны разъяснения, согласно которым основанием для получения разрешений на временное проживание в Республике Беларусь в связи с осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами, являющимися руководителями представительств иностранных организаций, будут являться копии служебных карточек, выданных Министерством иностранных дел Республики Беларусь. Отметим, что в настоящий момент данное положение не имеет закрепления на нормативном уровне.

Таким образом, руководители представительств - иностранные граждане - должны получить служебную карточку с целью дальнейшего обращения в органы внутренних дел за разрешением на временное проживание в Республике Беларусь (более подробно см. Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 N 73).

Для получения служебной карточки руководитель представительства представляет в Министерство иностранных дел Республики Беларусь:
1) заявление на выдачу служебной карточки. Форма заявления на выдачу служебной карточки не установлена, оно составляется в произвольной форме. Обычно заявление размещается на фирменном бланке представительства иностранной организации и содержит сведения об иностранной организации, о представительстве, а также о руководителе представительства. Рекомендуемая форма заявления находится в открытом доступе на официальном сайте Министерства иностранных дел Республики Беларусь;
2) две цветные фотографии размером 30 x 40 мм (соответствующие возрасту);
3) копия паспорта руководителя. Пунктом 16 Положения это не предусмотрено, но на практике к заявлению на выдачу служебной карточки прикладывается копия паспорта руководителя.

Процедура по выдаче служебной карточки осуществляется бесплатно в течение 10 дней с даты подачи необходимых документов в Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Заметим, что если подача документов в Министерство иностранных дел Республики Беларусь может быть осуществлена путем их направления по почте либо доставки нарочным (курьером) в ящик для входящей корреспонденции, то непосредственно для получения служебной карточки руководитель представительства должен обратиться в Министерство иностранных дел Республики Беларусь лично.

В случае прекращения полномочий руководителя представительства оригинал служебной карточки в течение 2 рабочих дней должен быть сдан в Министерство иностранных дел Республики Беларусь (ч. 4 п. 16 Положения).

Подготовлено специально для СПС КонсультантПлюс

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Артём Хандрико

Юрист

+375 17 226 10 26

ah@revera.by