РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Особенности правового положения хозяйственных обществ с одним участником

15 Января 2016

В соответствии с внесенными в Закон о хозобществах изменениями предусмотрена возможность создания и деятельности хозяйственных обществ с одним участником в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью или обществ с дополнительной ответственностью. Хозяйственное общество может быть изначально учреждено одним участником, стать таковым в результате выхода всех участников, кроме одного, или в результате реорганизации юридического лица.

Согласно части второй ст. 3 Закона о хозобществах с учетом внесенных изменений и дополнений положения, регламентирующие правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, распространяются на хозяйственные общества, состоящие из одного участника, если иное не предусмотрено Законом и иными законодательными актами. 

Рассматривая особенности правового статуса хозяйственных обществ с одним участником, прежде всего следует отметить, что такие хозяйственные общества могут существовать в любой организационно-правовой форме: общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерного общества. Учредителями таких хозяйственных обществ могут выступать физические и юридические лица, Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы. Законодателем, тем не менее, установлено одно исключение для учредителей хозяйственных обществ. Так, согласно части шестой ст. 13 Закона о хозобществах в новой редакции хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного участника.

Указанная норма с практической точки зрения может трактоваться неоднозначно. Так, на наш взгляд, важным является вопрос о сфере действия положений Закона о хозобществах с учетом изменений и дополнений по кругу лиц. В частности, следует определить, кто понимается под хозяйственным обществом в контексте Закона № 308-З. Исходя из части первой ст. 1 Закона о хозобществах хозяйственным обществом признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников. При буквальном толковании очевидно, что под хозяйственным обществом понимается любое юридическое лицо, подпадающее под определенные Законом о хозобществах критерии. Аналогично хозяйственное общество определяется и в п. 1 ст. 63 ГК. Таким образом, под хозяйственным обществом понимается любое юридическое лицо, отвечающее определенным признакам (коммерческая организация, разделенный на доли (акции) участников уставный фонд). То есть под определение хозяйственного общества подпадают и все коммерческие организации, созданные за пределами Республики Беларусь, уставные фонды которых также состоят из акций (долей) их участников.

Следует отметить, что значительная доля иностранных компаний, подпадающих под критерии хозяйственного общества, установленные Законом о хозобществах, имеют в составе учредителей одно лицо; наличие подобного ограничения значительно снижает эффективность института хозяйственного общества с одним участником. В этой связи нужно также отметить, что в силу ст. 3 Закона о хозобществах, определяющей сферу его применения, действие данного Закона распространяется на хозяйственные общества, создаваемые на территории Республики Беларусь, если иное не установлено указанной статьей и иными законодательными актами. Отсюда следует вывод, что запрет об учреждении хозяйственного общества с одним участником хозяйственным обществом, также состоящим из одного участника, распространяется только на хозяйственные общества, создаваемые на территории Республики Беларусь.

Особенности создания хозяйственных обществ с одним участником

Согласно части третьей ст. 10 Закона о хозобществах хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного участника, в том числе при создании в результате реорганизации юридического лица. Таким образом, в данной норме прямо называются способы возникновения хозяйственных обществ с одним участником:
1) непосредственно учреждение одним лицом.
Закон № 308-З регламентирует порядок учреждения хозяйственного общества, создаваемого одним лицом. При учреждении хозяйственного общества одним лицом решение (решения) по вопросам, связанным с его учреждением, принимается (принимаются) этим лицом единолично и оформляется (оформляются) письменно. Учредительное собрание в таком случае не проводится, его полномочия осуществляются единственным учредителем.

Так, единственный учредитель хозяйственного общества должен в письменной форме принять следующее решение (решения):
- определить размер уставного фонда хозяйственного общества;
- определить порядок формирования уставного фонда;
- определить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в случае, если согласно решению об учреждении хозяйственного общества его уставный фонд должен быть сформирован до его государственной регистрации;
- утвердить оценку стоимости неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества (при внесении неденежного вклада в уставный фонд общества);
- утвердить устав хозяйственного общества;
- принять решение о выпуске акций;
- принять решение об образовании органов хозяйственного общества и избрании их членов;

Важно знать:
В случае учреждения хозяйственного общества одним лицом ответственность по обязательствам, возникшим до государственной регистрации хозяйственного общества и связанным с его учреждением, несет данное лицо. При этом хозяйственное общество может принять на себя ответственность по обязательствам учредителя, связанным с учреждением этого общества.
2) создание хозяйственного общества в результате реорганизации юридического лица.

В Законе о хозобществах не указаны конкретные формы реорганизации. В связи с этим можно сделать вывод, что создание хозяйственного общества с одним участником допустимо при любой форме реорганизации, при которой имеет место возникновение нового юридического лица: разделении, выделении, преобразовании.

Частью третьей п. 11 Закона № 308-З установлен особый порядок создания хозяйственного общества с одним участником в результате его выделения. Так, реорганизация хозяйственного общества, состоящего из одного участника, в форме выделения, в результате которой возникает иное хозяйственное общество, единственным участником которого будет являться реорганизуемое хозяйственное общество, не допускается.

Реорганизация хозяйственного общества, состоящего из одного участника, в форме выделения, в результате которой возникает иное хозяйственное общество, единственным участником которого будет являться реорганизуемое хозяйственное общество, не допускается.

В случае выделения из хозяйственного общества нового хозяйственного общества, единственным участником которого является реорганизованное хозяйственное общество, утверждение устава этого общества, образование его органов, избрание их членов осуществляются общим собранием участников реорганизованного хозяйственного общества. Первоначальное отчуждение доли (части доли) в уставном фонде (акций) возникшего в результате выделения хозяйственного общества, единственным участником которого является реорганизованное хозяйственное общество, осуществляется по решению общего собрания участников реорганизованного хозяйственного общества в порядке и на условиях, определенных этим общим собранием.

Справочно:
Возникновение хозяйственного общества с одним участником возможно также и в иных случаях: выход (исключение) из хозяйственного общества участников, отчуждение акций (долей в уставном фонде), в результате которых в составе остается один участник (акционер).

Особенности функционирования хозяйственного общества с одним участником

Ключевой особенностью функционирования хозяйственного общества с одним участником является то, что общее собрание участников хозяйственного общества не созывается и не проводится; полномочия высшего органа управления осуществляются непосредственно единственным участником, который в данном случае выступает в роли органа хозяйственного общества. Решения, принимаемые единственным участником, должны оформляться в письменном виде. Положения Закона о хозобществах, определяющие порядок и сроки созыва и проведения общего собрания участников хозяйственного общества, не применяются к хозяйственному обществу, состоящему из одного участника, за исключением срока, установленного для проведения годового общего собрания участников хозяйственного общества. Таким образом, единственным участником в уставе хозяйственного общества может быть определен любой оптимальный порядок принятия решений единственного участника, относящихся в соответствии с законодательством и уставом к компетенции общего собрания участников.

Исключение предусмотрено лишь для проведения годового общего собрания участников. Так, в течение срока, установленного частью четвертой ст. 36 Закона о хозобществах, участником должны быть приняты решения по следующим вопросам (решения, которые в обязательном порядке принимаются в ходе годового общего собрания участников):
- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках (данные книги учета доходов и расходов);
- распределение прибыли и убытков общества;
- вопросы избрания членов совета директоров (наблюдательного совета), если его создание предусмотрено уставом хозяйственного общества;
- вопросы избрания ревизионной комиссии (ревизора).

Поскольку единственным участником хозяйственного общества может выступать как физическое, так и юридическое лицо, важным является вопрос о том, к компетенции какого органа юридического лица - единственного участника хозяйственного общества будет относиться принятие решений в качестве участника. Прямого ответа на этот вопрос Закон о хозобществах не содержит, однако нам представляется целесообразным применить к данной ситуации логику, которая определена Законом для случаев возникновения хозяйственных обществ с одним участником в результате реорганизации в форме выделения. Так, как отмечалось ранее, на основании части третьей ст. 19 Закона о хозобществах утверждение устава выделяемого общества, образование его органов, избрание их членов осуществляются общим собранием участников реорганизованного хозяйственного общества. Тем не менее указанным Законом прямо не определен орган, компетентный на принятие решений, и в уставе юридического лица - единственного участника хозяйственного общества может быть установлен иной порядок принятия таких решений.

Важной особенностью также является совершение хозяйственным обществом с одним участником сделок с заинтересованностью аффилированных лиц и крупных сделок. Так, часть одиннадцатая ст. 57 Закона устанавливает, что правила о совершении сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества не применяются к хозяйственному обществу, состоящему из одного участника, который одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа этого общества. Аналогичный подход закреплен в части двенадцатой ст. 58 Закона о хозобществах применительно к совершению хозяйственным обществом крупных сделок. Данный подход представляется логичным и обоснованным, поскольку в описанной законодателем ситуации орган, уполномоченный на принятие решений о совершении сделки с заинтересованностью либо крупной сделки, и исполнительный орган хозяйственного общества совпадают в одном лице. Следовательно, волеизъявление высшего и исполнительного органа не могут различаться, и смысл одобрения сделки высшим органом хозяйственного общества теряется.

Законом определены некоторые ограничения, обусловленные особенностями правового статуса хозяйственных обществ с одним участником. Так, согласно части девятой ст. 78 Закона о хозобществах, не вправе требовать выкупа принадлежащих ему акций акционер, являющийся единственным участником этого акционерного общества. В части первой ст. 103 Закона о хозобществах закреплено, что выход участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в таком обществе не остается ни одного участника, в том числе выход единственного участника общества с ограниченной ответственностью из этого общества, не допускается.

Определенные особенности связаны также с порядком реорганизации и ликвидации хозяйственного общества с одним участником. Так, при реорганизации в форме преобразования такое хозяйственное общество может быть реорганизовано только в хозяйственное общество другой формы или другого вида либо в унитарное предприятие. Не допускается преобразование хозяйственного общества с одним участником в хозяйственное товарищество и производственный кооператив до увеличения количества его участников. В отношении ликвидации устанавливается, что при принятии решения о ликвидации юридического лица, являющегося единственным участником хозяйственного общества, также должно быть принято решение о ликвидации этого общества. В случае, если учредители (собственники имущества) юридического лица, являющегося единственным участником хозяйственного общества, по экономическим или иным соображениям не желают ликвидировать хозяйственное общество, принятию решения о ликвидации должно предшествовать отчуждение 100 % акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества учредителю, собственнику имущества ликвидируемого юридического лица.
***
Таким образом, в новой редакции Закона о хозобществах достаточно детально регламентированы правовое положение и порядок функционирования хозяйственных обществ с одним участником. Среди наиболее явных преимуществ принятых изменений в корпоративное законодательство является возможность субъектов хозяйствования сохранять единоличное владение и в полной мере использовать гибкость организационно-правовой формы хозяйственного общества (по сравнению, в частности, с унитарным предприятием). Для хозяйственных обществ с одним участником со вступлением в силу изменений решается проблема необходимости обязательной реорганизации в унитарное предприятие либо ликвидации в том случае, если участники вышли из состава хозяйственного общества и (или) произвели отчуждение долей (акций) самому участнику или на баланс общества.

Подготовлено специально для Библиотечки журнала "Юрист". Право и бизнес

Kонсультант

Светлана Морозова

Юрист

+375 17 226 10 26

sm@revera.by