РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Разрабатываем новую редакцию устава: на что обратить внимание?

13 Января 2016

Хозяйственные общества, зарегистрированные до вступления в силу Закона № 308-З, при внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы обязаны привести их в соответствие с данным Законом. При разработке новой редакции устава необходимо не только исключить нормы, которые стали неактуальными, и откорректировать остальные, но и дополнить уставы новыми положениями, предусмотренными законодательством.

Годовые и внеочередные собрания

Многие изменения и дополнения касаются процедур созыва и проведения годовых и внеочередных собраний участников общества.
Так, в решении о проведении общего собрания участников хозяйственного общества должен быть определен, помимо прочего, перечень информации (документов) и порядок ее предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании (порядок ознакомления с информацией этих лиц), при подготовке к проведению этого собрания. Закон № 308-З уточняет, что в ситуациях, когда повестка дня общего собрания включает вопрос об избрании членов органов хозяйственного общества, указанный перечень информации должен включать сведения о выдвинутых кандидатах в избираемые (образуемые) органы хозяйственного общества.
Также Закон № 308-З возлагает на исполнительный орган хозяйственного общества обязанность до проведения годового собрания подготовить информацию о деятельности общества. Данная информация должна содержать:
• обзор наиболее важных событий в деятельности общества, произошедших в отчетном периоде;
• наименование обществ, размер долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих обществу;
• размер долей в уставном фонде (количество акций), отчужденных и приобретенных обществом в отчетном периоде;
• информацию о крупных сделках, иных сделках, на принятие решения о совершении которых в соответствии с уставом хозяйственного общества распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки, а также о сделках хозяйственного общества, в совершении которых имелась заинтересованность его аффилированных лиц;
• планы и прогнозы деятельности общества на очередной финансовый год;
• иную информацию, обязательность доведения до сведения участников общества которой предусмотрена Законом о хозобществах, иным законодательством, уставом и (или) локальными нормативными правовыми актами общества.
Указанная информация должны быть предоставлена для ознакомления участникам не менее чем за 20 дней до проведения годового собрания, а также должна быть доступна лицам, принимающим участие в собрании, во время его проведения.
Еще одно изменение затрагивает процедуру ознакомления с протоколом общего собрания. По требованию участников копия протокола общего собрания должна быть предоставлена им в предусмотренном уставом порядке. За предоставление такой копии может взиматься плата, размер которой не должен превышать затраты на ее изготовление.
В соответствующем разделе устава данные дополнения можно отразить следующим образом:
«Копия протокола общего собрания участников Общества должна быть представлена участникам Общества по их требованию в порядке, установленном настоящим Уставом. За предоставление указанной копии может взиматься плата, размер которой не должен превышать затраты на ее изготовление».

Компетенция и порядок формирования совета директоров (наблюдательного совета)
Существенные изменения коснулись и компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Если ранее нормативный перечень полномочий совета директоров (наблюдательного совета) устанавливался лишь для акционерных обществ (ст. 85 Закона о хозобществах), то теперь для всех хозяйственных обществ установлен общий нормативный перечень.
К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества отнесены вопросы общего руководства деятельностью общества:
• определение стратегии развития общества;
• утверждение годового финансово-хозяйственного плана хозяйственного общества, если подготовка такого плана предусмотрена уставом, и контроль за его выполнением;
• созыв общего собрания участников общества и решение вопросов, связанных с его подготовкой и проведением;
• принятие или утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, за исключением принятия или утверждения решения о выпуске акций;
• принятие решения о приобретении обществом ценных бумаг этого общества, за исключением принятия решения о приобретении акций;
• утверждение стоимости имущества хозяйственного общества в случае совершения крупной сделки и сделки, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц, эмиссии (выдачи) ценных бумаг, а также в иных установленных законодательством или уставом хозяйственного общества случаях необходимости определения стоимости имущества хозяйственного общества, для совершения сделки с которым требуется решение общего собрания участников хозяйственного общества или совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
• использование резервных и других фондов хозяйственного общества;
• принятие решения о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, если решение этого вопроса отнесено уставом хозяйственного общества в соответствии с Законом о хозобществах к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
• по общему правилу - выбор и утверждение аудиторской организации (аудитора – индивидуального предпринимателя) и определение существенных условий договора оказания аудиторских услуг с аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем);
• утверждение условий договоров с управляющей организацией (управляющим) и исполнителем оценки;
• утверждение локальных нормативных правовых актов хозяйственного общества в случаях, предусмотренных Законом о хозобществах;
• решение иных вопросов, предусмотренных Законом о хозобществах, иными законодательными актами и уставом хозяйственного общества.
Помимо этих вопросов специальной нормой к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества относятся также:
• определение рекомендуемого размера дивидендов и срока их выплаты;
• утверждение депозитария и условий депозитарного договора с эмитентом с учетом требований, установленных законодательством.
Также абз. 3 п. 36 ст. 1 Закона № 308-З определяет, что уставом хозяйственного общества может быть предусмотрена обязательность включения в состав совета директоров (наблюдательного совета) представителя работников и (или) профессионального союза.
Таким образом, в уставе целесообразно закрепить перечень полномочий совета директоров (наблюдательного совета), а также по необходимости уточнить процедуру его формирования.

Безвозмездная (спонсорская) помощь
Изменения коснулись и вопросов предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. Теперь решения по данному вопросу согласно уставу общества могут входить в компетенцию исполнительного органа (ранее такая возможность исключалась). На исполнительный орган в таком случае возлагается обязанность ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием участников общества, если образование совета директоров (наблюдательного совета) в хозяйственном обществе не предусмотрено.
При необходимости, в новой редакции устава следует отнести вопрос о предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи к компетенции исполнительного органа, а также отразить обязанность предоставления ежеквартального отчета.
Так как Закон № 308-З не описывает порядок и процедуру предоставления и рассмотрения отчета, в уставе необходимо также определить и эти моменты. Здесь можно предусмотреть различные варианты:
- обязательный созыв по окончании квартала (если безвозмездная (спонсорская) помощь в нем предоставлялась) общего собрания участников общества (совета директоров (наблюдательного совета)) в очной форме для рассмотрения отчета;
- проведение общего собрания участников общества (совета директоров (наблюдательного совета)) в заочной форме;
- рассмотрение отчета исполнительного органа на ближайшем после окончания квартала собрании участников общества (совета директоров (наблюдательного совета)).
В уставе необходимо закрепить и требования к отчету исполнительного органа, его содержанию, срокам предоставления. Например, указать, что отчет предоставляется в произвольной форме, в нем должны быть отражены: информация о лице, которому предоставлялась помощь, цели предоставления помощи, размер помощи, отчет лица, принявшего помощь, о ее целевом использовании и иная информация.
Сроки подготовки и предоставления отчета будут зависеть от того, каким образом и когда отчет будет рассматриваться. Можно предусмотреть обязанность исполнительного органа подготовить отчет не позднее определенного количества дней после истечения квартала либо обязанность предоставить отчет за определенное количество дней до проведения собрания участников общества, на котором отчет будет рассматриваться, либо обязанность предоставить отчет каждому участнику общества вместе с уведомлением о проведении собрания.

Порядок принятия решений, сроки реализации прав и исполнения обязанностей
После вступления в силу Закона № 308-З решение об увеличении уставного фонда общества с ограниченной ответственностью за счет внесения дополнительных вкладов всеми его участниками должно быть принято единогласно (ранее - большинством, но не менее двух третей голосов от общего количества голосов участников общества, если большее число голосов для принятия такого решения не устанавливалось уставом).
Законом № 308-З сокращен срок на обжалование решений общего собрания акционеров акционерного общества, принятых с нарушением, – с 6 до 3 месяцев. Соответствующие положения устава также следует привести в соответствие с нормами Закона.

Учет, отчетность, аудит
Необходимо проанализировать и положения устава, регулирующие вопросы учета, отчетности и аудита в обществе.
Закон закрепляет обязанность общества в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, составлять консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Расширены права участников общества с ограниченной ответственностью в части требований о проведении аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Напомним, что орган управления хозяйственного общества, уполномоченный принимать меры по проведению аудита, должен быть определен в уставе, то есть решение всех связанных с этой процедурой вопросов должно быть отнесено уставом к компетенции одного из органов.
Закон № 308-З уточняет, что если органом управления общества с ограниченной ответственностью, уполномоченным на то уставом, не приняты меры по проведению аудита по требованию его участника, данный участник вправе выступить заказчиком аудита. При этом выбор аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя) и заключение договора оказания аудиторских услуг осуществляются таким участником самостоятельно с правом взыскания с общества с ограниченной ответственностью расходов на проведение аудита. Если уполномоченный уставом орган управления общества с ограниченной ответственностью уклоняется от проведения аудита по требованию его участника либо не создает надлежащих условий для его проведения, аудит может быть проведен на основании решения суда по иску участника, требующего его проведения.
Эти изменения и дополнения также целесообразно включить в соответствующие разделы устава.

Взаимосвязанные сделки
Законом № 308-З из перечня взаимосвязанных исключены следующие сделки:
- сделка и иная сделка, направленная на обеспечение исполнения обязательств по первой сделке;
- сделки, совершение которых прямо предусмотрено ранее совершенной сделкой (предварительный и основной договоры).
Важно знать:
Если ранее перечень сделок, относимых к взаимосвязанным, мог определяться уставом или решением общего собрания участников общества, то после вступления в силу Закона № 308-З вопрос об отнесении сделки к числу взаимосвязанных не может быть решен решением общего собрания участников.
Таким образом, следует пересмотреть положения устава с учетом вышеизложенного и исключить из устава сделки, ранее признаваемые взаимосвязанными, или определить перечень сделок, относящихся к взаимосвязанным.

Акционерное соглашение/договор об осуществлении прав участников ООО
Законом № 308-З впервые предусматривается возможность заключения между участниками общества акционерного соглашения (для акционерных обществ) и договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью (для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью).
Целесообразно отразить в разделе устава, регулирующем права и обязанности участников общества, возможность заключения такого рода соглашений, обязанность сторон соглашения уведомить общество об их заключении, обязанность общества раскрыть иным участникам общества, не являющимся стороной соглашения, информацию о заключении соглашения, включая сведения о сторонах соглашения и количестве принадлежащих им акций (долей), и пр.

***
В заключение отметим, что в статье отражены основные и наиболее важные изменения. Помимо приведения положений устава в соответствие с Законом № 308-З по указанным выше направлениям следует обращать внимание на корректность используемой терминологии, уточняемой данным Законом, выявлять внутренние противоречия между положениями устава, которые могут возникнуть при простом «переписывании» норм Закона в устав. То есть нельзя ограничиться локальным внесением изменений, необходимо провести глубокий комплексный анализ устава.

Подготовлено специально для Библиотечки журнала "Юрист". Право и бизнес

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Артём Хандрико

Юрист

+375 17 226 10 26

ah@revera.by