РУС ENG

+ 375 17 226 10 26     + 375 44 500 15 10

info@revera.by

Специальные правовые режимы в Республике Беларусь

17 Апреля 2013

Белоруссия последних двух лет характеризуется процессами либерализации и улучшением инвестиционного климата. За последние два года по результатам исследований, проводимых Международной финансовой корпорацией по условиям ведения бизнеса, Республика Беларусь поднялась в рейтинге с ____ места до 58-го. Президентом Республики Беларусь поставлена задача в течение ближайшего года – двух лет войти в 30-ку стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом для ведения бизнеса. В частности, процессы либерализации реализуются через введение в законодательстве специальных правовых режимов, направленных на развитие определенных отраслей экономики либо на региональное развитие Беларуси, более полное и эффективное задействование трудовых ресурсов по всей стране территорий. Такие специальные правовые режимы, предоставляют льготы и преференции в налоговой, таможенной сферах, в сфере земельных, трудовых и иных отношений.
В настоящей статье представлена информации о льготах и преференциях, предоставляемых в рамках того или иного режима, описаны отличительные особенности каждого из них. Кроме того, в целях наглядности плюсов использования того или иного режима, проведено сравнение налоговой нагрузки компаний, осуществляющих деятельность с применением специальным правовых режимов, c налоговой нагрузкой при общей системе налогообложения.
В Беларуси возможно применение следующих специальных режимов, предоставляемых на основании принципов:
- территориального размещения предприятия - свободные экономические зоны (СЭЗ), деятельность в сельской местности, деятельность в малых городах, режим, предоставляемый организациям, реализующим товары, работы, услуги на объектах придорожного сервиса;
- вида осуществляемой деятельности: Парк высоких технологий;
- индивидуальный режим: специальный правовой режим в связи с заключением инвестиционного договора с Республикой Беларусь

Льготы и преференции резидентов СЭЗ
В настоящий момент в Республике Беларусь действуют шесть СЭЗ: СЭЗ «Минск», СЭЗ «Брест»,  СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродно-Инвест», СЭЗ «Витебск».
Зарегистрироваться в качестве резидента СЭЗ может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – резидент Республики Беларусь с местонахождением на территории соответствующей СЭЗ, заключивший с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ. Причем в соответствии с п. 1.1.-1 Указа  Президента Республики Беларусь от 09.06. 2005 г. N 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн. евро.
В налоговой сфере резиденты СЭЗ пользуются льготами применительно к реализации товаров собственного производства за пределы Республики Беларусь; реализации на территории товаров собственного производства, являющихся импортозамещающими ; реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных на территории соответствующей СЭЗ, другим резидентам СЭЗ.
В соответствии со ст. 327 Особенной Частью Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый Кодекс) резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль по пониженной на 50% ставке (но не менее чем 12%),  освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли, а также освобождаются от налога на недвижимость .
При реализации импортозамещающих товаров на территории Республики Беларусь резиденты СЭЗ уплачивают налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 50% от подлежащей уплате суммы.
Предлагаем сравнить налоговую нагрузку организаций при общей системе налогообложения и  налоговой нагрузки резидентов СЭЗ.
Данный расчет сделан на условном примере, когда затраты, связанные с производством товаров, работ, услуг составляют 50% от суммы полученной выручки и налоговая нагрузка рассчитана с учетом как республиканских, так и местных налогов.
При расчете учтена налоговая нагрузка по налогам, которые взимаются с полученной выручки от реализации продукции, и не приняты во внимание такие обязательные платежи, носящие специальный характер, как налог на землю, экологический налог и т.д. Далее в статье при сравнении налоговой нагрузки в рамках общей системы и других специальных правовых режимов будет использоваться такой же условный пример.
При общей системе налогообложения организация уплачивает НДС по ставке 20% от стоимости реализуемой продукции, налог на прибыль по ставке 24% от валовой прибыли, сбор на развитие территории – местный налог по ставке 3% от суммы прибыли.
Налогообложение резидентов СЭЗ различается в зависимости от того, реализуются ли товары на экспорт либо происходит реализация на территории Республики Беларусь импортозамещающих товаров. При экспорте товаров в соответствии с Налоговым Кодексом применяется ставка НДС – 0%. При реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, являющихся импортозамещающими, НДС уплачивается, в размере 50% от общей применяемой ставки. Также при расчете применена льгота по налогу на прибыль – освобождение от налога в течение 5 лет
Таким образом, при экспорте налогообложение отсутствует, при импортозамещении налоговая нагрузка составляет 8,3% от полученной выручки по сравнению с 25,3%  при общей системе налогообложения.
Следует также отметить, что резидентам СЭЗ предоставляются льготы и преференции в таможенной сфере. К товарам, импортируемым резидентами СЭЗ, может применяться режим свободной таможенной зоны. В соответствии с ч. 5 ст. 221 Таможенного Кодекса Республики Беларусь (далее – Таможенный Кодекс) товары помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов . Причем данное положение применяется не только к сырью и материалам, но также и к импортируемому резидентами СЭЗ оборудованию.
Резиденты СЭЗ ососвобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин, НДС и акцизов, взимаемых таможенными органами, образовавшиеся при совершении операции переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны и помещаемых под таможенный режим свободного обращения.
Резюмирую вышеизложенные положения, можно отметить, что резиденты СЭЗ могут ввезти на территорию Республик Беларусь сырье без уплаты таможенных пошлин и ввозного НДС, потом переработать, произведя готовую продукцию, которая будет признаваться происходящей с Республики Беларусь, и поместив эту продукцию под таможенный режим свободного обращения, без уплаты таможенных пошлин реализовать в дальнейшем на территории Республики Беларусь импортозамещающую продукцию или реализовать на экспорт с применением перечисленных выше налоговых льгот.
Среди других льгот, предоставляемых резидентам СЭЗ, следует выделить предоставление земельного участка без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, а также освобождение от обязательной продажи иностранной валюты.
Деятельность в сельской местности и малых городах
Специальный правовой режим в сельской местности санкционирован Декретом Президента Республики Беларусь от 20.12.2007г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» .
Под сельской местностью понимается территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения.
Для применения данного режима организация или ее структурное подразделение должна находиться на территории сельской местности, и осуществлять производство товаров, выполнение работ, оказание услуг на соответствующей территории. Льготы и преференции в сельской местности связываются исключительно с собственным производством товаров, работ и услуг. Данный режим не применятся при  торговой посреднической оптовой или розничной торговле товарами несобственного производства, производстве подакцизных товаров; осуществлении лотерейной, риэлтерской, страховой, банковской деятельности и других видов деятельности.
В налоговой области действует освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности.
При деятельности в сельской местности организация не освобождается от уплаты НДС и местных сборов.
Специальный правовой режим  деятельности в малых городах применяется при осуществлении деятельности в городах с численностью населения до 50 000 человек. Во избежание различных толкований в связи с изменением демографического положения, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.10.2008г. № 1451 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008г.№ 1» утвержден перечень населенных пунктов с численностью населения свыше 50 000 человек .
Как и в сельской населенной местности, льготы и преференции применяются только при реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. При этом изъятий из данного правила намного больше, нежели при деятельности в сельской местности. Льготы не распространяются резидентов СЭЗ и ПВТ, профессиональных участников рынка ценных бумаг; коммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения; издательскую деятельность, на игорный, страховой, банковский бизнес; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр; производство алкоголя и табачных изделий; лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения; лечение животных с особо опасными заболеваниями; деятельность, связанная с обороной государства; изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок. Перечень таких видов деятельности является закрытым.
В соответствии с п. 1.1. Декрета Президента Республики Беларусь от 28.01.2008г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг) коммерческие организации в малых городах освобождены от налога на прибыль в течение семи лет со дня их создания. Освобождение от иных налогов и сборов (кроме НДС, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов и некоторых других обязательных платежей) действует в течение пяти лет с даты создания организаций в малых городах.
В отличие от налогообложения в сельской местности, в малых городах применяется освобождение от местных налогов и сборов.
В целом, размеры налоговой нагрузки при деятельности в малых городах и сельской местности схожи. Так в сельской местности, налоговая нагрузка составляет порядка 17,6% от выручки, а в малых городах порядка 16,6%.
В области неналоговых отношений, в рамках обоих режимов, действует освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС технологического оборудования, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд (за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров из Российской Федерации).
В качестве льгот в сельской местности, на наш взгляд, стоит также выделить уплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) в размере 50% и освобождение от уплаты государственной пошлины за внесение изменений или дополнений в специальное разрешение (лицензию).
Что же касается малых городов, то здесь предусмотрена такая льгота, как освобождение в течение пяти лет от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами.

Заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь
Инвестиционный договоры заключаются в целях государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов, имеющих важной значение для экономики Республики Беларусь. Перечень проектов законодательство не содержит, но по практике в основном, это проекты, связанные со строительством или созданием новых производств.
Сторонами инвестиционного договора являются: инвестор и Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов. Заключение инвестиционного договора – право, но не обязанность Республики Беларусь.
Нормативное регулирование вопросов, связанных с заключением и исполнением инвестиционных договоров, ограничивается Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»  и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2009г, которое принято в развитие вышеуказанного Декрета.
В соответствии с Декретом инвестиционный договор может быть заключен на трех уровнях, для каждого из которых предусмотрена своя процедура заключения договора. Каждый уровень также предполагает различный объем льгот и преференций.
На первом уровне договора заключаются с республиканскими органами государственного управления и областными исполнительными комитетами или Минским городским исполнительным комитетом при реализации инвестиционного проекта в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы.
На первом уровне инвестор имеет такие льготы, как: получение земельного участка без аукциона, освобождение от таможенных платежей при импорте оборудования; замораживание арендной платы за земельный участок на весь срок реализации инвестиционного проекта; освобождении от возмещения потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта; строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства.
Второй уровень предполагает заключение договора с Советом Министров Республики Беларусь. Второй уровень инвестиционного договора предлагает все те же льготы, что предусмотрены и для первого уровня, а также с возможностью получения гарантии неизменности существующего правового регулирования в течение всего срока реализации инвестиционного проекта
Третий высший уровень – это уровень договоров заключаемых Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь. При заключении договора на высшем уровне – предусматривается возможность получить индивидуальные льготы, которые не установлены законодательством. Таким образом, на данном уровне договоров может идти о целом пакете существенных льгот в самых различных областях правоотношений с учетом специфики реализуемого проекта
Парк высоких технологий
Парк высоких технологий (ПВТ) был создан в Республике Беларусь в 2005 году в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. N 12 «О парке высоких технологий» . Цель создания ПВТ – разработка в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий.
Стать резидентом ПВТ может только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель Республики Беларусь. Для регистрации в качестве резидента Парка высоких технологий юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют в администрацию Парка заявление и планируемый к реализации бизнес-проект. Решение о регистрации принимается Наблюдательным Советом ПВТ с учетом важности и значения представленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем бизнес-проекта для развития сферы новых и высоких технологий. До последнего времени по практике все компании активно работающие в сфере IT технологий не испытывали каких-либо проблем с получением данного статуса.
В целом, для резидентов ПВТ предусмотрен весьма обширный пакет льгот, содержащий как налоговые и таможенные льготы, так и льготы в сферах земельного, валютного законодательства. При этом необходимо учитывать, что резиденты ПВТ вправе осуществлять исключительно определенные в указанном выше Декрете виды деятельности, а именно: анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем; деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения; фундаментальные и прикладные исследования и некоторые другие виды деятельности. В связи с этим, все льготы и преференции, предоставляемые резидентам ПВТ, применяются только в отношении этих видов деятельности.
Согласно п. 22 Положения о ПВТ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. N 12, резиденты ПВТ освобождены от налога на прибыль, НДС, налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
В сущности, можно утверждать об отсутствии у резидентов ПВТ налогообложения. Поэтому весь доход, полученный резидентами ПВТ от реализации товаров, работ, услуг, является чистой прибылью.
В соответствии с Положением о ПВТ резиденты ПВТ также освобождены от земельного налога, налога на недвижимость, оффшорного сбора при выплате дивидендов их учредителям (участникам), уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления видов деятельности .
Налог на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5 процентов.
Резиденты ПВТ пользуются также льготой в сфере валютного регулирования, в соответствии с которой иностранная валюта, полученная резидентами ПВТ, не подлежит обязательной продаже.
Необходимо отметить, что ряд льгот установлен для работников резидентов ПВТ. Так, подоходный налог с физических лиц в отношении работников резидентов ПВТ взимается по ставке 9%, когда как общая ставка подоходного налога в Республике Беларусь установлена в размере 12%.
Реализация товаров, работ, услуг на объектах придорожного сервиса
Льготы и преференции, предоставляемые в рамках данного правового режима, установлены Налоговым Кодексом и Указом Президента Республики Беларусь от 15.05.2008г. «О мерах по развитию придорожного сервиса» .
Организации, реализующие товары (работы, услуги) на объектах придорожного сервиса освобождены от налога на прибыль в течение пяти лет с даты ввода соответствующих объектов в эксплуатацию (п. 1.12. ч.1 ст. 140 Налогового Кодекса) и налога на недвижимость на объекты придорожного сервиса в течение двух лет с даты ввода их в эксплуатацию (п. 1.16 ч. 1 ст. 186 Налогового Кодекса).
Налоговая нагрузка организаций, осуществляющих деятельность на объектах придорожного сервиса, составляет 17,6%, что меньше налоговой нагрузки организаций при общей системе налогообложения.
Кроме того, организации, осуществляющие деятельность на объектах придорожного сервиса, освобождены от возмещения потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда. А в период строительства или реконструкции объектов придорожного сервиса действуют сниженные в два раза ставки земельного налога и арендной платы за земельные участки.
Анализ вышеперечисленных специальных правовых режимов позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь при реализации бизнес-проектов следует обдуманно принимать решения по их локализации. При оптимальном выборе специального правового режима инвестор может получить значительные льготы и привилегии, которые позволят повысить эффективность бизнеса за счет снижения налоговой нагрузки, таможенных обязательств, увеличив тем самым прибыльность бизнеса.

Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме  

Kонсультант

Дмитрий Архипенко

Управляющий партнер АБ "РЕВЕРА", адвокат

+375 17 226 10 26

da@revera.by