КоАП - изменения 2016

Компания REVERA сообщает, что 4 января 2016г. принят Закон Республики Беларусь №  351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», вступающий в силу 4 апреля 2016г.

Положения Закона №  351-З направлены на существенное расширение объективной стороны уже существующих составов административных правонарушений, введение ряда новых и перенос в КоАП составов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, ранее предусмотренных пунктами 4-14 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». Как следствие, соответствующие изменения внесены в ПИКоАП.

Рассматриваемые изменения будут интересны юристам и иным лицам, сталкивающимся с необходимостью защиты в административном процессе.

Анализ основных изменений

1.  Внесены изменения в отдельные составы административных правонарушений.

Так, в новой редакции изложены, в частности, следующие статьи КоАП:

1)  Непредставление сведений о внебиржевой сделке, представление неполных или недостоверных сведений о внебиржевой сделке (ст. 12.14).

В действующей редакции данной статьей предусматривается административная ответственность только за участие  работника товарной биржи в биржевых сделках либо создание им собственных брокерских фирм.

Однако с 4 апреля 2016г. состав административного правонарушения будут образовывать следующие действия:

- непредставление должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем товарной бирже сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для регистрации этой сделки в случаях и сроки, установленные законодательством;

- представление неполных сведений о такой сделке;

- представление неполных заведомо недостоверных сведений о такой сделке.

Ответственность за указанные действия предусмотрена в виде штрафа в размере от 3 до 10 базовых величин, а в случае повторного совершения того же деяния в течение 1 года после наложения административного взыскания за его совершение — от 10 до 30 базовых величин.

Эта новелла направлена на обеспечение регистрации биржевых сделок (что целесообразно, поскольку такие сделки считаются заключенными именно с момента их регистрации товарной биржей) и исполнения биржей своей обязанности по учету таких сделок и предоставлению сведений о них уполномоченным государственным органам (по их требованию).

2)  Нарушение законодательства об административных процедурах (ст. 9.26).

Дополнено, что требование при осуществлении административной процедуры документов или сведений, которые должны запрашиваться государственным органом (иной организацией) самостоятельно, а также неправомерный отказ в осуществлении административной процедуры теперь также являются действиями, составляющими объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.26 КоАП.

Размер санкции не изменился и представляет собой штраф в размере от 4 до 10 базовых величин.

Данное нововведение является обоснованным и направлено на защиту прав и законных интересов лиц, обратившихся за совершением административной процедуры, а также на пресечение потенциальных неправомерных действий должностных лиц госорганов, в частности «перекладывания» своей обязанности по запросу необходимых документов/сведений на заявителя.

3)  Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (ст. 9.21).

Частью 1 и 2 предусматривается административная ответственность за:

- присвоение авторства либо принуждение к соавторству,

- разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них;

- хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Действующая редакция статьи 9.21 КоАП предусматривает ответственность только за незаконное распространение или незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, т.е. очевидно значительное расширение данной статьи в новой редакции.

Во-первых, с 4 апреля 2016г. будут налагаться штрафы за присвоение авторства либо принуждение к соавторству точно так же, как за разглашение без согласия автора или заявителя сущности объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них (ч. 1 ст. 9.21 КоАП).

При этом за аналогичные действия в настоящий момент предусмотрена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса). Полагаем, в нее будут внесены изменения.

Во-вторых, абсолютной новеллой является введение ответственности за хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания (ч. 2 ст. 9.21 КоАП).

В-третьих, изменения коснулись размера ответственности за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности (ч. 3 ст. 9.21 КоАП): минимальный штраф для физического лица — 30 базовых величин; а для юридического — 100 базовых величин.

4)  Нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве (ст. 21.17).

Согласно ч. 1 ст. 21.17 КоАП в новой редакции объективную сторону административного правонарушения составляют непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от 6 000 до 100 000 базовых величин, в том числе при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов.

В действующей редакции стоимость строительства объектов, необходимая для квалификации действий по данной части, установлена в размере от 3 000 до 50 000 базовых величин.

По части 2 ст. 21.17 КоАП будут квалифицироваться те же действия, что и в ч. 1, но при стоимости строительства объекта от 100 000 базовых величин (ранее от 50 000).

Часть 3 ст. 21.17 КоАП переформулирована и предусматривает ответственность за дачу должностным лицом поручения на оплату бюджетных обязательств при строительстве объектов за счет бюджетных средств без проведения процедур закупок в случаях, установленных законодательными актами.

Размер санкций в ст. 21.17 КоАП не изменился.

Считаем, что с учетом изменения текущей экономической ситуации повышение размера стоимости объекта строительства, от которого, в частности, зависит наличие состава административного правонарушения по ч. 1 или 2 ст. 21.17 КоАП, является целесообразным.

Помимо прочего изложены в новой редакции ст. 11.21, 11.66, ч. 8 и 9 ст. 12.17, 18.8, 23.43 КоАП.

2.  Включены новые составы административных правонарушений.

1)  Составы административных правонарушений, содержащиеся в пунктах 4-15 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» перенесены в КоАП, а именно:

- статья 21.6 КоАП «Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства или приемки строительных, специальных, монтажных работ» дополнена частями 5-7;

- введена статья 21.20 «Нарушение обязательств, предусмотренных договором строительного подряда»;

- введена статья 21.21 «Отступление в договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок»;

- введена статья 21.22 «Нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ»;

- введена статья 21.23 «Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей при осуществлении технического или авторского надзора»;

- введена статья 21.24 «Нарушение порядка согласования проектной документации»;

- введена статья 21.25 «Нарушение сроков разработки градостроительной документации»;

Данные изменения направлены на консолидирование составов административных правонарушений в одном акте — КоАП. Пункты 4 - 15 Указа № 26 будут действовать до вступления в силу Закона №  351-З, т.е. до 4 апреля 2016г.

2)  Введена административная ответственность за нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки (ст. 21.26).

3)  Введена административная ответственность за неуплату (неполную уплату) суммы сбора на финансирование государственных расходов (т.е. «налога на тунеядство») (ч. 10 ст. 13.6).

За указанное деяние предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест.

При этом любопытно, что КоАП дополнен следующей нормой. Так, по общему правилу наложение административного взыскания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было наложено. Однако в случае, если на лицо, не уплатившее «налог на тунеядство», будет наложено административное взыскание в виде административного ареста и он будет отбыт, такое лицо будет освобождено от последующей уплаты «налога на тунеядство» (т.е. именно от уплаты той суммы, за неуплату/неполную уплату которой было наложено административное взыскание).

Комментарии

Закон №  351-З принят в целях уточнения и изменения действующих составов административных правонарушений, а также приведения законодательства в соответствие с ранее принятыми правовыми актами, в частности с Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

Обращаем внимание, что ряд составов административных правонарушений существенно расширен, введены и абсолютно новые составы, ввиду чего больший спектр действий может стать основанием для начала административного процесса и наложения административного взыскания.

Чем мы можем помочь

Адвокаты REVERA готовы оказать юридическую помощь по вопросам привлечения к административной ответственности, а также по представлению интересов юридических лиц в административном процессе.