РУС ENG

+ 375 44 500 15 10     +7 499 322 78 38

info@revera.by

Указ Президента “О поддержке экономики”: какие льготы и послабления получил бизнес

01 Мая 2020

26 апреля вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 143 «О поддержке экономики». Указ стал первым комплексным документом, принятым в целях минимизации влияния на белорусскую экономику мировой эпидемиологической ситуации. Юристы REVERA подготовили анализ документа, чтобы вы знали о самом полезном и важном. 

 

Налоговые льготы

Указом предоставлено право местным органам власти изменять срок уплаты налогов и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, которые должны быть уплачены с 1 апреля по 30 сентября 2020 года. 

Эта льгота распространяется только на те частные предприятия и ИП, основной вид деятельности которых попадает под перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации. Данный перечень также утвержден Указом.

Данная норма не носит общеобязательный характер. Каждый из местных органов власти сможет принять отдельное решение по данному вопросу, действующее на их территории. При этом местные органы власти вправе изменять сроки только в отношении налогов и сборов, полностью уплачиваемых в местный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог при УСН, единый налог, государственная пошлина, налог на прибыль (для организаций с долей собственности государства менее 50%) и некоторые другие. Перечень таких налогов, уплачиваемых в местный бюджет, можно посмотреть на сайте МНС. 

Уплата отсроченных и рассроченных налоговых платежей осуществляется ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.

Местным органам власти предоставлено право принимать решения об уменьшении сумм налога на недвижимость и земельного налога, а также арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г. 

Индивидуальным предпринимателям, которые в 2020 году уплатили единый налог, предоставлено право перейти на иной порядок налогообложения (в первую очередь, на упрощенную систему налогообложения). Кроме этого, ИП, которые не осуществляли деятельность, смогут претендовать на возврат (зачет) уплаченного единого налога за период неосуществления деятельности, даже если он превышал 30 календарных дней. 

Местным органам власти рекомендовано уменьшить ставки единого налога за II и III квартал 2020 года до двух раз. Однако для этого, как и для изменения сроков уплаты налогов, необходимо ждать отдельного решения местных органов власти. 

Кроме того, есть ряд иных, более мелких мер, которые должны поддержать субъектов хозяйствования (затраты на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий по перечню, установленному Минздравом, компании могут относить к расходам, которые учитываются при расчете налога на прибыль, и т.д.).


Исполнение договоров госзакупки

Указом с двух сторон урегулирован вопрос неисполнения договоров госзакупки. С одной стороны, в случае расторжения таких договоров в связи с их неисполнением, заказчику (организатору торгов) предоставлено право приобрести товары (работы, услуги) с применением процедуры закупки из одного источника. 

Однако это возможно только в части товаров ежедневной и (или) еженедельной потребности (перечень таких товаров подлежит утверждению Советом Министров) и в объеме, необходимом для обеспечения потребности заказчика в течение двух месяцев. 

Для поставщиков, не исполнивших договор государственной закупки, предусмотрено невключение их в перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, в случае, если неисполнение (ненадлежащее исполнение) вызвано обстоятельствами непреодолимой силы либо изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к доллару, евро или российскому рублю более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения для участия в торгах. В случае проведения электронного аукциона —  на дату проведения торгов, а в случае закупки из одного источника —  на дату заключения договора. 

Обязанность по доказыванию данных обстоятельств возложена на поставщика. Наличие обстоятельств непреодолимой силы должно быть засвидетельствовано БелТПП либо иным уполномоченным органом в соответствии с законодательством. В случае, если невозможность исполнения связана с изменением курсов валют, поставщик при расторжении договора госзакупки должен приложить соответствующий расчет изменения курсов валют. 


Трудовые и социальные отношения 

Нанимателям разрешили изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя с предупреждением за один календарный день (общее правило – за месяц). 

При этом могут изменяться любые существенные условия труда работника (установление неполного режима рабочего времени, перевод на дистанционную работу, изменение гарантий и т.д.), за исключением уменьшения размера оплаты труда. 

Если работник отказывается от изменения существенных условий труда, то он, в соответствии с трудовым законодательством,  может быть уволен с выплатой компенсации в размере двухнедельного заработка. 

Кроме этого, с даты вступления в силу Указа, наниматели без согласия работников вправе  в связи с необходимостью, вызванной действующей эпидемиологической ситуацией, а также в связи с отсутствием другого работника, производить их временный перевод (причем как в другое структурное подразделение, так и к другому нанимателю) на срок до 3 месяцев. По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

Указом установлено право лицам, которые фактически осуществляют уход за ребенком (до 10 лет, посещающим школу или детский сад), на выплату пособия по временной нетрудоспособности, если такой ребенок относится к контактам первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, либо при наличии у него одного или нескольких респираторных симптомов – второго уровня.


Внеплановые проверки и приостановление деятельности объектов торговли и общественного питания

Указом предоставлено право назначения внеплановых проверок Министру здравоохранения, Министру антимонопольного регулирования и торговли и Председателю Государственного комитета по стандартизации. 

Предприятия и индивидуальные предприниматели, действующие в области торговли и общественного питания, могут быть проверены до истечения общеустановленного срока в два года с даты их государственной регистрации. 

В случае выявления нарушений законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании, защите прав потребителей, рекламе, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, соответствующим министрам предоставлено право приостанавливать деятельность объектов торговли и общественного питания на срок до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней. 


Субсидиарная ответственность при банкротстве 

В 2017 году Декретом Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» было установлено, что собственник имущества, учредители, участники, руководитель юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), несут субсидиарную ответственность только в случае, если банкротство было вызвано виновными (умышленными) действиями таких лиц. 

Норма Декрета №7, начиная со вступления в силу (26.02.2018), существенно изменила действовавшую на тот момент судебную практику, значительно сократив количество предъявляемых и удовлетворяемых требований по субсидиарной ответственности в банкротстве.

Новым Указом действие нормы о субсидиарной ответственности только за виновные (умышленные) действия распространено на отношения, возникшие до даты вступления в силу Декрета №7. 

Однако это действие имеет несколько существенных ограничений. Первое – для неприменения субсидиарной ответственности необходимо еще одно решение суда. Лица, которые были привлечены к субсидиарной ответственности, вправе с даты вступления в силу Указа подать заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Суд, в таком случае, решит, было ли банкротство вызвано виновными (умышленными) действиями данных лиц и подлежат ли эти лица, соответственно, субсидиарной ответственности. 

Второе ограничение: эта норма действует только на неисполненные решения судов. Таким образом, даже если банкротство не было вызвано виновными (умышленными) действиями лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, но решение было исполнено – оно не подлежит пересмотру и последующей отмене. 


Меры по развитию рынка лекарств, антисептиков и средств дезинфекции

Для оптовых и розничных продавцов предусмотрены следующие меры:

  • Аптекам разрешена розничная торговля безрецептурными лекарствами средств по образцам (то есть удаленно, в том числе через Интернет). Мера носит временный характер и действует до 1 июля 2020 года. Однако доставлять лекарства смогут только компании, перечень которых будет определен Советом министров. Ранее дистанционная продажа лекарств была под запретом (Постановление Совмина от 15.01.2009 № 31, п. 65 Надлежащей аптечной практики, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 27.12.2006 № 120).

  • До 1 января 2021 года обладателям лицензии на оптовую реализацию лекарственных средств разрешена оптовая реализация также дезинфицирующих спиртосодержащих средств (наряду с лекарствами). При этом не нужна лицензия на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

Для производителей предусмотрены следующие меры:

  • По 31 декабря 2020 года разрешено производить антисептики и дезинфицирующие средства, относящиеся к непищевой спиртосодержащей продукции, для реализации на территории Беларуси без учета квот, установленных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 923.

  • Производителям лекарственных средств разрешено не учитывать уже зарегистрированную предельную отпускную цену производителя при реализации соответствующих препаратов. Таким же образом возможно формирование оптовых и розничных цен на лекарственные средства. При этом в обоих случаях необходимо согласование с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

  • Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии (внесение в нее изменений) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, или внесения изменений в такую лицензию на производство дезинфицирующих спиртосодержащих средств сокращен со стандартных 15-ти рабочих дней (п. 22 Указа Президента Республики Беларусь №450) до одного рабочего дня. Такой же срок установлен для рассмотрения заявлений о выдаче заключений, необходимых для получения данной лицензии. Таким образом, сокращаются сроки для начала производства средств дезинфекции.

 

 
Подпишитесь на наши новости в Facebook и получайте полезную информацию в удобной форме