Изменения в порядке открытия и деятельности представительств

Revera Consulting Group информирует Вас о произошедших изменениях в законодательстве о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций.
С 1 января 2014 г. вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189 (далее — Постановление № 1189). Указанным постановлением утверждено новое Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций (далее — Положение). Ранее действовавшее Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 № 929 (далее — Постановление № 929) признано утратившим силу.

Анализ изменений
Осуществление предпринимательской деятельности
Постановление № 929 содержало положения о том, что представительство иностранной организации (далее — Представительство) вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь только от имени и по поручению представляемой им организации. При этом те виды деятельности, на осуществление которых требуется получение специального разрешения (лицензии), осуществлялись Представительством только на основании такого специального разрешения (лицензии), полученного организацией в установленном законодательством порядке.
На практике Министерство иностранных дел Республики Беларусь (далее — МИД) придерживалось позиции, что Представительство не имеет статуса юридического лица и не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью от своего имени. Соответственно, деятельность Представительства должна быть ориентирована на выполнение действий, носящих подготовительный и вспомогательный характер. В случае, если иностранная организация желает заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь, по мнению МИД, следует учреждать юридическое лицо.
Положение закрепило указанную выше позицию МИД в отношении представительства коммерческой иностранной организации: Представительство может быть открыто только в целях осуществления Представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера[Виды деятельности иностранной организации на территории Республики Беларусь рассматриваются как подготовительные или вспомогательные, если функции, выполняемые обособленным структурным подразделением (учреждением) для иностранной организации, носят подготовительный, вспомогательный характер по отношению к деятельности иностранной организации, за осуществление которой она получает выручку (п. 5. ст. 139 Налогового кодекса Республики Беларусь).] . Постановление № 1189 не содержит прямых положений о возможности занятия Представительством предпринимательской деятельностью.
Отметим, что на практике рассматриваемое изменение может трактоваться по-разному, однако оно является закономерным следствием указанной выше позиции МИД и направлено на ее закрепление. Также стоит отметить, что в настоящее время государственные органы не представили официальных разъяснений по данному вопросу, равно как не сформировалась и практика применения действующих норм законодательства.
По нашему мнению, в настоящее время нет оснований полагать, что предпринимательская деятельность иностранной организации, уже осуществляющей такую деятельность через аккредитованное в МИД Представительство, будет признана незаконной, а сделки — недействительными. Также отсутствуют основания для принудительной ликвидации таких Представительств. Однако необходимо иметь в виду, что при взаимодействии с должностными лицами Представительств, а также в рамках реакции на предоставление отчетов о деятельности Представительств, МИД может направлять предписания или давать рекомендации о необходимости прекращении осуществления предпринимательской деятельности теми Представительствами, которыми она фактически осуществляется. Также не исключено, что по истечении срока действия разрешения на открытие Представительства трактовка вышеуказанной нормы Постановления №1189 даст формальное основание для его непродления МИД.

Цели открытия Представительства
Путем принятия Положения уточнены цели, для достижения которых может быть открыто Представительство.
Так, если в отношении представительств некоммерческих организаций изменения коснулись только уточнения формулировок ранее существовавших целей, то в отношении представительств коммерческих организаций некоторые цели были исключены.
Согласно п. 4 Положения представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто, если иное не установлено международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, или законодательными актами Республики Беларусь, только в целях:
- эффективного содействия реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, поиску возможностей для его дальнейшего развития, совершенствованию форм этого сотрудничества, установлению и расширению обмена экономической, коммерческой и научно-технической информацией;
- изучения товарных рынков Республики Беларусь;
- изучения возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь;
- создания коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;
- продажи билетов и бронирования мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;
- иной общественно полезной деятельности.
С 01.01.2014 из целей открытия Представительства исключены следующие цели:
- содействия развитию торгово-экономических связей между странами;
- представления и защиты интересов коммерческой организации.
Полагаем, что исключение указанных выше целей из Положения направлено на сужение возможности для Представительств осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках данных целей как наиболее подходящих, что, по сути, является косвенным подтверждением выводов касательно ведения Представительством предпринимательской деятельности.
В Положении для представительств как коммерческих, так и некоммерческих иностранных организаций по прежнему установлено, что выдача разрешения на открытие Представительства в целях осуществления иной общественно полезной деятельности осуществляется МИД по согласованию с заинтересованными государственными органами Республики Беларусь.
Положением также уточнены цели открытия представительств иностранных учреждений образования.

Понятие «общественно полезная деятельность»
Положением введено в оборот понятие «общественно полезная деятельность». При этом законодатель не дает определения указанному понятию. На практике это приводит к проблеме определения комплекта документов, который необходимо представлять в МИД для аккредитации Представительства: встает вопрос о необходимости представления в любом случае такого документа как программа (проект), который согласно Постановлению № 1189 представляется в случае, если иностранная организация планирует осуществлять общественно полезную деятельность в Республике Беларусь.
Ранее представление указанного документа являлось обязательным только для Представительств (как коммерческих, так и некоммерческих организаций), осуществлявших деятельность в рамках целей, предусмотренных Постановлением № 929 для представительств некоммерческих организаций.
Текущая неофициальная позиция МИД по данному вопросу заключается в следующем: программа (проект) предоставляется в МИД только в тех случаях, если иностранная организация планирует осуществлять деятельность благотворительного, образовательного характера или иную деятельность, приносящую пользу, в первую очередь, обществу. В случае если цель открытия Представительства — осуществление деятельности подготовительного и вспомогательного характера, которая будет способствовать извлечению прибыли непосредственно иностранной компанией в рамках ее деятельности, то программа (проект) в МИД не представляется.
Ранее эквивалентом данному понятию в Постановлении № 929 выступало понятие «общественно полезные цели».
В целях минимизации риска получения отрицательного ответа МИД по вопросу аккредитации Представительства рекомендуем в каждом конкретном случае предварительно согласовывать с МИД необходимость предоставления программы (проекта).

Дата создания Представительства
Изменения коснулись определения даты создания Представительства. Ранее в Постановлении № 929 было установлено, что представительство считается созданным на территории Республики Беларусь с момента получения в МИД разрешения на его открытие.
Положение уточнило существовавшую формулировку, установив, что Представительство считается созданным и имеет право осуществлять на территории Республики Беларусь деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с даты получения в МИД разрешения на его открытие. Данная дата указывается на оборотной стороне разрешения на открытие Представительства и фиксируется в журнале представительств, созданных на территории Республики Беларусь, который ведется в порядке, определяемом МИД.
На практике данное уточнение является существенным, поскольку снимает проблему определения даты, от которой необходимо исчислять сроки для постановки на учет Представительства в государственных органах: срок для постановки на учет Представительства в государственных органах исчисляется от даты, указанной на оборотной стороне разрешения на открытие Представительства. Ранее сотрудники МИД в обязательном порядке поясняли данный вопрос в устной форме при получении разрешения на открытие Представительства.

Документы, представляемые для открытия Представительства
Изменен перечень документов, представляемых для открытия Представительства. Согласно Положению для открытия Представительства в МИД представляются следующие документы:
1) заявление, в котором должны быть указаны:
- цель (цели) открытия Представительства;
- полное наименование иностранной организации;
- дата создания иностранной организации;
- место нахождения головного офиса иностранной организации;
- описание деятельности иностранной организации;
- сведения о лицах, уполномоченных вести дела от имени иностранной организации в Республике Беларусь;
2) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию иностранной организации в уполномоченном органе страны учреждения, выданного не позднее трех месяцев до дня представления в МИД документов для выдачи разрешения на открытие Представительства;
3) положение о Представительстве, утвержденное иностранной организацией, в котором указываются цель (цели) открытия Представительства, его почтовый адрес, организационная структура, компетенция руководителя Представительства и порядок его закрытия;
4) программа (проект) — утвержденный иностранной организацией и соответствующий приоритетным направлениям ее деятельности комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые соответствуют целям открытия Представительства, предусматривающий сроки и ресурсы для их исполнения (для иностранных организаций, планирующих осуществлять общественно полезную деятельность в Республике Беларусь);
5) доверенность на руководителя Представительства;
6) доверенность на лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием Представительства;
7) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу разрешения на открытие Представительства.
Указанные в пунктах 2—6 документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариально), а документы, выданные или засвидетельствованные (заверенные) компетентным органом иностранного государства, — легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Таким образом, из ранее существовавшего перечня исключены копии учредительных документов организации, легализованные в установленном порядке, при этом перечень пополнился программой (проектом).

Срок выдачи разрешения на открытие Представительства, государственная пошлина за выдачу разрешения на открытие Представительства
До вступления в силу Положения иностранные организации вправе были открыть Представительство, а также продлить разрешение на его открытие на любой срок не меньше 1 года. При этом государственная пошлина за выдачу разрешения на открытие Представительства (его продление) оплачивалась в размере 65 базовых величин за каждый год действия разрешения на открытие Представительства.
В Положении установлен минимальный срок открытия (продления срока действия разрешения на открытие) Представительства — 3 года. Порядок уплаты государственной пошлины оставлен прежним — 65 базовых величин за каждый год действия разрешения на открытие Представительства.
Таким образом, с 2014 года аккредитация Представительства становится еще более дорогостоящей процедурой: иностранная организация открывает свое Представительство (продляет действие разрешения на открытие Представительства) минимум на 3 года и уплачивает государственную пошлину в размере 195 базовых величин (3 года х 65 базовых величин) до подачи документов на открытие (продление), что на сегодняшний день эквивалентно сумме в размере около 2 640 Долларов США.

Число иностранных граждан и лиц без гражданства — работников Представительства
Положением изменен подход к определению числа иностранных граждан и лиц без гражданства — работников Представительства. Ранее законодательство не содержало указания на конкретное число иностранных работников: оно самостоятельно определялось МИД, фиксировалось в разрешении на открытие Представительства и составляло, как правило, 3 человека. При этом допускалась возможность обращаться за изменением указанного числа при предоставлении обоснования необходимости расширения штата иностранных работников Представительства.
В настоящее время установлено, что число иностранных граждан и лиц без гражданства — работников Представительства не должно превышать пяти человек.

Обращение в МИД за выдачей разрешения на открытие Представительства в случае изменения наименования или организационно-правовой формы иностранной организации, за выдачей дубликата разрешения на открытие Представительства
Положением установлены сроки и порядок обращения в МИД в случае изменения наименования или организационно-правовой формы иностранной организации, а также сроки обращения за выдачей дубликата разрешения на открытие Представительства:
- в случае изменения наименования или организационно-правовой формы иностранной организации, открывшей Представительство, руководитель Представительства должен в месячный срок обратиться в МИД для получения разрешения на открытие Представительства, представив пакет документов, предусмотренный для открытия Представительства;
- в случае утраты (хищения), непригодности к использованию разрешения на открытие Представительства иностранной организации по заявлению этой организации выдается его дубликат. В заявлении должны быть указаны обстоятельства утраты (хищения) ранее выданного разрешения. Выдача дубликата ранее выданного разрешения осуществляется МИДом в течение десяти дней с даты представления соответствующего заявления.

Обязанности руководителя Представительства
Положением официально закреплены дополнительные обязанности руководителя Представительства, существовавшие ранее в негласном порядке, а именно:
- в течение месяца с даты получения разрешения на открытие Представительства направить в МИД письменную информацию о штатном расписании, номерах телефонов, факсов Представительства, а также о постановке иностранной организации на учет в налоговых и иных органах Республики Беларусь;
- обеспечить в десятидневный срок представление в МИД новой доверенности в случае истечения срока действия предыдущей.
В случаях невыполнения руководителем Представительства всех обязанностей, предусмотренных Положением, МИД направляет руководителю письменное предупреждение о необходимости устранения допущенных нарушений в месячный срок
с даты направления предупреждения. В случае невыполнения руководителем Представительства требования об устранении нарушений, деятельность Представительства может быть прекращена по решению МИД. Уведомление о принятом решении в течение 10 рабочих дней направляется МИД по последнему известному почтовому адресу иностранной организации и ее Представительства.

Служебные карточки
Изменился подход к выдаче служебных карточек. Ранее их выдача производилась по желанию руководителя и работников Представительства из числа иностранных граждан в пределах численности, указанной в разрешении на открытие Представительства.
В настоящий момент служебная карточка выдается только руководителю Представительства, но в обязательном порядке. В Положении установлено, что для получения служебной карточки руководитель Представительства должен представить в МИД заявление и две цветные фотографии, соответствующие его возрасту, размером
30 x 40 мм. Выдача служебной карточки осуществляется в десятидневный срок с даты представления заявителем указанных документов. Государственная пошлина за выдачу служебной карточки не уплачивается. В случае прекращения полномочий руководителя Представительства оригинал служебной карточки в течение двух рабочих дней должен быть сдан в МИД.
Представляется, что сохранение такого документа как служебная карточка в отношении руководителя Представительства, имеет своей целью лишь документальное подтверждение его статуса.

Прекращение деятельности Представительства
Действующим законодательством увеличено число случаев, когда принимается решение о закрытии Представительства.
Деятельность Представительства прекращается:
- в случае ликвидации иностранной организации, открывшей Представительство;
- в случае прекращения действия международного договора Республики Беларусь,
на основании которого открыто Представительство, если иное не предусмотрено данным договором;
- по решению иностранной организации, открывшей Представительство;
- по решению МИД в случае неосуществления Представительством деятельности,
в целях которой оно было открыто, в течение шести месяцев подряд с даты создания Представительства, а также в случае невыполнения руководителем Представительства требования об устранении нарушений в рамках обязанностей руководителя Представительства;
- по решению суда в случае иных нарушений законодательства Республики Беларусь;
- в случае истечения срока действия разрешения на открытие Представительства, если он не был продлен в установленном порядке.
Таким образом, ранее действовавший перечень случаев закрытия Представительства дополнен одним новым случаем — закрытие Представительства по решению МИД. Указанное нововведение представляется механизмом оперативного реагирования МИД на возможные нарушения со стороны Представительства и его органов управления. Ранее представительство не могло быть закрыто по решению МИД.

Документы, представляемые в МИД для закрытия Представительства
Изменен перечень документов, представляемых в МИД для закрытия Представительства.
Ранее в перечне документов содержалось указание на такие документы как:
- копия квитанции органов внутренних дел, подтверждающая факт уничтожения печатей;
- служебные карточки.
В настоящее время указанные документы исключены из перечня. Постановлением № 1189 установлено, что иностранная организация обязана закрыть Представительство в порядке, установленном положением о данном Представительстве, и в месячный срок после этого представить в Министерство иностранных дел следующие документы:
- копию справки банка о закрытии текущего (расчетного) счета;
- копию справки о состоянии расчетов с бюджетом, выдаваемой налоговыми органами;
- копию справки об отсутствии (наличии) неуплаченных таможенных платежей, пеней, процентов, а также обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, выдаваемой таможенными органами;
- копию документа, подтверждающего передачу документов по личному составу работников прекратившего свою деятельность Представительства в территориальный (городской или районный) архив;
- оригинал разрешения на открытие представительства.
Копии указанных документов заверяются печатью иностранной организации либо подписью лица, уполномоченного на совершение действий, связанных с прекращением деятельности Представительства.
Изменения в перечне документов, представляемых в МИД для закрытия Представительства, в первую очередь направлены на актуализацию положений законодательства, регулирующих вопросы закрытия Представительств, исключение «мертвых» положений (например, требования представить квитанцию органов внутренних дел, подтверждающую факт уничтожения печатей Представительства).
Комментарий
Очевидно, что в результате вступления в силу Положения нормы, регулирующие вопросы открытия и деятельности представительств иностранных организаций, приведены в соответствие с произошедшими за последние годы законодательными изменениями, закреплена существующая практика.
Также стоит отметить, что наблюдается тенденция к ужесточению порядка открытия и деятельности Представительства в Республике Беларусь. В первую очередь, указанная тенденция заметна в регулировании вопросов занятия предпринимательской деятельностью иностранной организации: положения о том, что она может осуществлять предпринимательскую деятельность через свое Представительство не вошли в новое Положение.
Изменения законодательства непосредственно затрагивают не только вновь создаваемые, но и действующие Представительства. В Постановлении № 1189 установлено, что разрешения на открытие Представительства, выданные до вступления в силу данного постановления или после его вступления в силу на основании решений по административным процедурам, начатым до вступления его в силу, действуют до истечения срока, на который они были выданы, за исключением случаев прекращения деятельности Представительства по основаниям, предусмотренным в Положении. Обращаем Ваше внимание, что в случае подачи в МИД заявления о продлении срока действия разрешения на открытие Представительства, МИД в связи с произошедшими изменениями в законодательстве рекомендует одновременно предоставить новую редакцию положения на основании которого действует обратившееся Представительство.

Чем мы можем помочь
Специалисты Revera Consulting Group готовы проконсультировать Вас по вопросам порядка открытия, деятельности и закрытия представительств иностранных организаций, а также оказать непосредственное сопровождение необходимых процедур.