Изменение условий осуществления инвестиционной деятельности

Revera сообщает, что 14.11.2015 официально опубликован Декрет Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 8). Декрет № 8 предусматривает внесение изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10) путем изложения Декрета № 10 в новой редакции.

Основные положения Декрета № 8 вступят в силу с 15.05.2016. Действие Декрета № 8 не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до его вступления в силу, за исключением ранее заключенных договоров, в которые будут внесены изменения и дополнения, обеспечивающие реализацию положений Декрета № 8 в полном объеме.

Основные положения:

1.         Возможность заключения инвестиционных договоров между инвесторами и Республикой Беларусь ограничена условием реализации инвестиционных проектов в рамках приоритетных видов деятельности (реализации проектов в приоритетных секторах экономики).

Ранее действующее законодательство ограничений по видам деятельности (секторам экономики), в рамках которых существовала возможность реализации инвестиционных проектов на основании заключаемых инвестиционных договоров, не содержало. Критерии отнесения видов деятельности (секторов экономики) и перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2014 № 197 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики)».

2.         Исключена норма о том, что инвестор до государственной регистрации создания объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, и возникновения прав на них не вправе осуществлять с данными объектами и (или) с предоставленным земельным участком сделки, влекущие переход прав (предусматривающие возможность перехода прав) к иным лицам.

Путем исключения вышеназванной нормы, Декретом № 8 фактически разрешено осуществление софинансирования строительства объектов, предусмотренных инвестиционными проектами, третьими лицами путем заключения предварительных договоров купли-продажи, аренды, участия в долевом строительстве и т.д.

3.         Введение ограничений на проведение реорганизаций, изменение собственников имущества или состава участников инвесторов (организаций, созданных инвесторами).

Декрет № 8 предусматривает необходимость письменного уведомления государственных органов (исполкомов), заключивших инвестиционные договоры, о планируемой реорганизации, изменении собственника имущества и (или) состава участников не менее чем за два месяца до планируемой даты их осуществления. При этом в случае не направления таких уведомлений и (или) при наличии возражений государственных органов, Республика Беларусь имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения инвестиционных договоров.

Таким образом, приведенные изменения Декрета № 8 фактически направлены на ограничение передачи инвестиционного проекта посредством использования корпоративных сделок или с помощью корпоративных процедур. Между тем, ограничение не касается возможности изменения состава участников или собственника имущества самих участников инвестора.

4.         Инвесторы будут освобождены от необходимости проведения любых процедур закупок при строительстве.

Декрет № 10 в прежней редакции предусматривал освобождение инвесторов только от необходимости проведения подрядных торгов. Освобождение от необходимости проведения процедуры переговоров предусмотрено не было.

5.         Определена судьба земельных участков, предоставленных инвесторам, и не завершенных строительством незаконсервированных объектов, расположенных на таких участках, в случае прекращения инвестиционных договоров в связи с неисполнением инвесторами своих обязательств.

В случае прекращения инвестиционного договора в связи с неисполнением инвестором своих обязательств по договору земельные участки, предоставленные инвестору без аукциона для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, подлежат изъятию. При этом по заявлению инвестора с учетом степени строительный готовности объектов и оценки финансовых возможностей инвестора, ему может быть предоставлен земельный участок в аренду без проведения аукциона с внесением платы за право заключения договора аренды земельного участка.

В случае отсутствия у инвестора финансовых возможностей завершить строительство объектов, будет осуществляется продажа с публичных торгов не завершенных строительством незаконсервированных объектов. При условии неоднократного проведения торгов и признания их нерезультативными либо несостоявшимися такие объекты могут выставляться также на аукцион с начальной ценой, равной одной базовой величине.

6.          Государственным органам предоставлена возможность освобождать инвесторов полностью или частично от возмещения сумм льгот или преференций, уплаты неустойки, которые подлежат уплате в случае досрочного прекращения инвестиционных договоров и (или) предоставлять рассрочку (отсрочку) их уплаты.

Освобождение от возмещения сумм льгот и (или) преференций будет осуществляться по решению Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Решения же об освобождении от уплаты неустойки и (или) о предоставлении рассрочки (отсрочки) возмещения сумм льгот и (или) преференций и (или) уплаты неустойки государственный орган или исполком, заключивший от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, будут принимать, как правило, самостоятельно.

7.         Изменение порядка предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов на основании инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.

7.1.    Инвесторы приобретут право на предоставление земельных участков для реализации инвестиционных проектов не только на праве аренды, но и на праве частной собственности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.

7.2.    Возможность предоставления земельных участков без аукционов ограничена условием их предоставления из числа земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов.

Нормы Декрета № 10 в новой редакции предусматривают, что без аукциона земельные участки будут выделяться только из числа земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов. Фактически правило уже применялось на основании ч. 5 п. 4-1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ № 667). Более того, Указ № 667 содержит дополнительное условие о том, что заключение инвестиционных договоров с Республикой Беларусь инвесторами и (или) организациями, предусматривающих предоставление земельных участков для строительства объектов, допускается только по истечении 30 дней со дня включения соответствующего участка в перечень участков для реализации инвестиционных проектов.

7.3.    Закреплена норма о необходимости проведения конкурса по выбору инвестора при наличии двух и более инвесторов, претендующих на реализацию инвестиционных проектов на одном и том же земельном участке.

Несмотря на то, что положения Декрета № 10 не предусматривали необходимость проведения такого конкурса, нормы о необходимости и порядке его проведения были закреплены нормами Положения о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4».

8.         Введение льгот в виде освобождения инвесторов от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и ускоренного порядка рассмотрения документов для их получения будет распространено и на подрядчиков и разработчиков проектной документации.

Комментарий

Декрет № 8 с одной стороны предоставляет инвесторам дополнительные льготы и преференции, с другой вводит новые ограничения. При этом инвесторам, заключившим инвестиционные договоры до вступления в силу декрета, предоставлено право выбора в вопросе распространения действия декрета на заключенный договор. В связи с чем инвесторам в каждом отдельном случае целесообразно рассматривать применение норм Декрета № 8 в отношении конкретного инвестиционного проекта и его специфики.

Чем мы можем помочь

Специалисты компании Revera готовы оказать необходимую юридическую поддержку инвесторам по всем вопросам, возникающим при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь.