Трудовая миграция: с июля по новым правилам
Специалисты REVERA сообщают, что 5 января 2016 года внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон), которые вступят в силу с 15 июля 2016.
Обзор основных изменений
1. Уточнен термин «наниматель Республики Беларусь» (далее — наниматель) применительно к иностранной организации
Указанным термином будут охватываться только те иностранные организации, которые осуществляют наем иностранцев для работы в своем представительстве на территории Беларуси.
В настоящее время наличие в Беларуси представительства автоматически влечет обязанность головной компании оформлять своих работников с учетом требований Закона, независимо от того, направляется ли иностранец для работы в представительство, либо выполняет в Беларуси иную трудовую функцию, не связанную с деятельностью представительства. После 15.07.2016, если трудящийся-иммигрант будет направлен/принят головной компанией для выполнения трудовой функции в Беларуси, но не в представительство своей компании а, например, для выполнения работ в рамках стройплощадки, на него не будет распространяться действие Закона, и соответственно, в отношении него не нужно будет оформлять специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее — специальное разрешение).
2. Расширен перечень отношений, связанных с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Беларуси иностранцами, на которых не распространяется действие Закона
Закон не будет распространяться на иностранцев:
- получающих высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающихся по получаемой специальности;
- получивших высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающихся по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение 1 года после получения специальности и присвоения квалификации.
Это означает, что иностранцы, которые еще учатся, либо уже получили образование в Беларуси (в течение 1 года после получения образования), получают право на трудоустройство на равных с гражданами Республики Беларусь условиями.
3. Предусмотрены льготы для нанимателей, привлекающих высококвалифицированных работников, в части обязанности по получению разрешения на привлечение иностранной рабочей силы
В настоящее время наниматель обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в ситуации, когда количество привлекаемых им для работы иностранцев превышает 10 человек.
С момента вступления в силу новой редакции Закона в указанное число не будут включаться:
- руководитель коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника);
- иностранцы, признаваемые высококвалифицированными работниками (иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает пятнадцатикратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Беларуси).
4. Изменен подход к выдаче специального разрешения
Если сейчас специальное разрешение выдается иностранцу по ходатайству нанимателя, то с даты вступления изменений в силу оно будет выдаваться нанимателю в отношении иностранца.
Также уточнено, что в случае выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), специальное разрешение выдается без заключения органа по труду, занятостии социальной защите о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Беларуси. При этом, по общему правилу, все специальные разрешения выдаются только на основании такого положительного заключения.
Мы полагаем, что введение данного исключения благоприятно скажется на выдаче специальных разрешений руководителям белорусских организаций, с участием которых такие организации создавались.
5. Скорректированы перечни оснований для отказа в выдаче и аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и специального разрешения
В выдаче указанных разрешений может быть отказано, а ранее выданные разрешения - аннулированы в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.
Закреплена возможность отказа в выдаче разрешений в отношении иностранцев, являющихся гражданами (подданными) государств, неблагополучных в миграционном отношении. При этом список таких государств в настоящее время не является публичным.
В выдаче специального разрешения также может быть отказано, а ранее выданное разрешение — аннулировано, если иностранец во время своего пребывания в Беларуси неоднократно (5 и более раз) в течение 1 календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию.
Полагаем, что эти дополнения в целом связаны с миграционной обстановкой в мире, и направлены, в первую очередь, на предупреждение появления дестабилизирующих общественный порядок факторов и охрану национального рынка труда.
6. Закреплены положения о продлении разрешений
Так срок действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и специального разрешения может быть продлен только однократно. После этого наниматель имеет право обратиться за получением нового разрешения.
Несмотря на то, что в настоящее время Закон не содержит данных положений, практика идет именно по такому пути.
7. Уточнены обязанности трудящегося-иммигранта и нанимателя
Законом вводятся следующие новые обязанности для нанимателя:
- получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Беларуси, с которым предполагается заключение трудового договора;
- выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения, полученного в отношении данного трудящегося-иммигранта;
- зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Беларуси (в такой редакции норма действует в настоящий момент), а также изменения и (или) дополнения, касающиеся содержания и условий трудовых договоров, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь и абз. 2 и 3 ч. 2 ст. 32 Закона, вносимые в трудовой договор (в месячный срок со дня их внесения);
- прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом в случае аннулирования специального разрешения;
- вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение 5 рабочих дней со дня:
- прекращения трудового договора с трудящимся-иммигрантом;
- получения уведомления об аннулировании специального разрешения;
- истечения срока действия специального разрешения;
- в случае, когда трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, в отношении которого было получено специальное разрешение, не заключен.
Новая обязанность работника-иностранца - хранить копию специального разрешения.
Комментарий
Принятые изменения и дополнения устраняют ряд пробелов в регулировании и снимают спорные вопросы, которые ранее возникали на практике. Это достигается путем установления ряда льгот для отдельных категорий иностранцев, конкретизации прав и обязанностей трудящихся-иммигрантов и нанимателей, установления сроков на их реализацию и пр. Необходимо отметить, что ряд изменений направлен на охрану национального рынка труда, что должно содействовать занятию свободных рабочих мест гражданами Беларуси, а также иностранными гражданами, постоянно проживающими на ее территории.
По нашему мнению, изменения в Закон окажут положительное влияние на практику применения миграционного законодательства, сделают административные процедуры в сфере трудовой миграции более понятными и прозрачными для правоприменителей.
Чем мы можем помочь
Специалисты REVERA готовы проконсультировать Вас по любым правовым вопросам, возникающим в сфере трудовой миграции, а также сопроводить административные процедуры, связанные с получением необходимых разрешений.