Отраслевой обзор изменений строительного законодательства
Аттестация в строительстве
1. Физическое лицо не может вступать в договорные отношения как профессиональный участник строительной деятельности, поскольку физическое лицо не может быть заявителем на получение аттестата соответствия.
2. Установлена возможность получения аттестата соответствия на государственные объединения и холдинги. В таком случае заявителем будет являться государственное объединение или управляющая компания холдинга соответственно, а в аттестате соответствия будут указываться все участники государственного объединения, холдинга (дочерней компании холдинга), заявленного для аттестации.
3. Уточнены критерии получения аттестата соответствия на выполнение функций генподрядчика. С 01.05.2017 организации, планирующие осуществление функций генподрядчика, в императивном порядке должны иметь аттестат соответствия, при наличии двух критериев в совокупности:
4. Закреплено обязательство обладателя аттестата соответствия ежегодно подтверждать соответствие всем квалификационным требованиям, предъявляемым для его получения, в течение всего срока действия аттестата.
5. Введена внеочередная аттестация обладателей аттестатов, в случае:
6. Установлены дополнительные основания для прекращения действия аттестата соответствия, а именно:
Позиция законодательства: Закон № 334-3[2] исключил из числа профессиональных участников строительной деятельности (подрядчик, проектировщик и т.д.) физических лиц.
Вывод: физическое лицо не может выступать в качестве подрядчика при строительстве. Следовательно, Гражданин А. не может заключить договор подряда с Организацией В.
Что можно сделать: для выполнения строительных работ в строительстве по гражданско-правовому договору Гражданину А. необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и обратиться за получением аттестата соответствия в РУП «Белстройцентр».
Последствия несоблюдения: в случае выполнения строительных работ на объекте 1-4 класса сложности по договору подряда, заключенного между организацией и физическим лицом, такое лицо могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП.
Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискаций дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Разрешительная документация
1. Для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ все участники строительной деятельности (заказчик, проектировщик, подрядчик и иные) должны иметь соответствующие аттестаты.
Позиция законодательства: Со 2 июня 2016 г. действует новый порядок выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения в них изменений (дополнений) и продления срока действия[4].
Вывод: для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ Организации А. необходимо:
Закупки
1. Установлены случаи, когда необходимо проводить процедуры закупок при строительстве. В частности, Указ № 380 освобождает от подрядных торгов частных компаний (за исключением строительства жилья).
2. Временно не распространяются на процедуры закупок при строительстве ограничения по кругу участников процедур закупок, установленные ст. 57 Закона №300-3. В частности, дочерние или зависимые хозяйственные общества снова могут быть участниками процедур закупок организации-учредителя.
3. Инвесторы, осуществляющие строительство по заключенному после 15.06.2016 с Республикой Беларусь инвестиционному договору, освобождены от проведения любых процедур закупок (торгов и переговоров). В отношении инвестиционных договоров, заключенных до 15.05.2016, данное правило распространяется в случае, если к такому инвестиционному договору было заключено соответствующее дополнительное соглашение.
4. Изменен перечень критериев, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников.
5. Изменен порядок предоставления документов участниками подрядных торгов и переговоров.
Кроме того, Постановление № 1108 устанавливает, что для участия в торгах или переговорах участники должны предоставить:
6. Установлено, что участник вправе в своем конкурсном предложении установить процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более чем на 15 % от стартовой цены. В случае снижения цены конкурсного предложения необходимо предоставить соответствующие расчеты и обоснования.
7. Установлена дополнительная преференциальная поправка в размере 25 % в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.
Позиция законодательства: п.1.4. Указа № 380[6] устанавливает, что проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве:
1) жилых домов - при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин и более;
- за бюджетные или около бюджетные средства
- за счет государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства 100 тыс. базовых величин и более.
2. Организация А. желает принять участие в процедуре закупок строительных работ, проводимой Организацией В. Организация А. является дочерней компанией Организации В. Вправе ли Организация А. принимать участие в процедуре закупок, проводимой Организацией В.?
Позиция законодательства: ст. 57 Закона № 300-3[8] был существенно ограничен перечень лиц, которые могут выступать участниками процедур закупок при строительстве.
1. Снос как вид строительства требует разработки проектной документации.
2. До разработки проектной документации объектов 1-4 класса сложности, обязательна должна быть разработана предпроектная (предынвестиционная) документация, которая включает в себя:
При этом разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной:
1) при возведении, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве блокированных и одноквартирных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории.
3. 08 января 2017 г. утверждено новое положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительной и проектной документации[9].
4. Постановлением № 791 определено что такое экспертное сопровождение и установлен порядок его проведения. В рамках экспертного сопровождения проводится оценка соответствия документации, а также проверяются иные требования, предусмотренные Постановлением № 791.
Авторский надзор
1. Создание безбарьерной среды стало обязательным при строительстве любых общедоступных объектов.
2. Качество ограждающих конструкций при приемке в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, в том числе зданий после тепловой модернизации проверяется по результатам испытаний тепловизионного обследования.
3. Установлена возможность Президента Республики Беларусь предусматривать исключения из общего правила о необходимости соблюдения порядка приема объектов в эксплуатацию, установленного Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров от 06 июня 2011 года № 716. Фактически, это позволяет Президенту устанавливать как перечень случаев, при которых данный порядок не является обязательным, так и в индивидуальном порядке определять конкретные объекты, в отношении указанное Положение не применяется.
4. Из состава приемочной комиссии исключены представители органов государственного пожарного надзора. При этом данные органы будут по-прежнему выдавать заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов проектной документации и техническим нормативным правовым актам.
Изменения в ТНПА
Позиция госорганов: класс сложности изолированного помещения следует определять по классу сложности здания, в котором расположено изолированное помещение.
Выводы: Организация А. для осуществления отделочных работ в офисных помещениях должна получить аттестат соответствия.
Административная ответственность за совершение нарушений в сфере строительстве
1. Из Указа № 26 в КоАП перенесены 11 составов административных правонарушений в сфере строительной деятельности.
2. В ст. 21.17 КоАП, предусматривающую ответственность за нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве, были внесены изменения. Текущая редакция статьи позволяет привлекать участников строительной за нарушение порядка проведения процедуры закупок в строительстве, т.е. ответственность может вменяться в т.ч. за непроведение/ненадлежащее проведение процедуры переговоров.
Позиция законодательства: из толкования норм Указа №380[11], Постановления № 1108[12] следует, что организации должны проводить процедуру переговоров для проведения закупки товаров (работ, услуг) для текущего ремонта.
Выводы: ответственность по ст. 21.17 КоАП не может быть вменена за непроведение или нарушение порядка проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) для целей текущего ремонта.
[1]Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2017 № 57 «Об утверждении Положения о порядке выдачи заключения о предназначении ввозимых сырья и материалов для изготовления на территории Республики Беларусь ручным способом художественных изделий, сортовой посуды из хрусталя и стекла обычных и сложных конфигураций и о внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 21 марта 2014 г. №252»
[2] Закон от 30.12.2015 № 334-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
[3] Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
[4] Постановление Совмина от 25 февраля 2016 г. № 151 «О некоторых вопросах выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия».
[5] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 N 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88».
[6]Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».
[7] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 N 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88».
[8] Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
[9] Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации)», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 «О государственной экспертизе градостроительной и проектной документации»
[10]Государственный стандарт 2331-201/ОР «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения».
[11] Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».
[12] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 N 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88».