Вступает в силу новая редакция Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»

3 августа 2018 года вступает в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Документ, в частности, уточняет правила согласования действий по экономической концентрации, вводит новые виды недобросовестной конкуренции, определяет действия в сфере закупок, которые могут признаваться антиконкурентными, уточняет порядок установления МАРТ фактов наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

Юристы компании REVERA Екатерина Педо и Никита Толканица разобрали ключевые изменения.

Доминирующее положение на рынке

Новая редакция уменьшилась количественные показатели совокупной доли нескольких компаний на рынке, на основании которых несколько субъектов могут быть признаны занимающими доминирующее положение:

— для трех и менее субъектов — более 50% для всех (ранее 54%) и 15% для каждой компании.

— для четырех и пяти субъектов — более 75% для всех (ранее 78%) и 15% для каждой компании.

Признаки ограничения конкуренции

Закреплен перечень признаков, которые свидетельствуют об ограничении конкуренции:

— сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке;

— повышение или снижение цены, не связанные с изменением общих условий на товарном рынке;

— отказ хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий;

— определение общих условий обращения товара на товарном рынке на основании соглашений между хозяйствующими субъектами, указаний третьих лиц либо в результате согласований действий и т.д.

Указанный перечень признаков не является исчерпывающим. Соответственно, и другие обстоятельства могут свидетельствовать об ограничении конкуренции на рынке.

Новые виды недобросовестной конкуренции

Расширен перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве недобросовестной конкуренции. В частности, к новым видам запрещенных действий отнесены:

— введение в заблуждение не только в отношении товаров, работ и услуг конкурента, но и в отношении своих товаров;

— незаконное получение, использование и распространение коммерческой тайны конкурентов.

Также расширен перечень случаев некорректного сравнения, к которым, например, отнесена информация, которая не может быть объективно проверена.

Монопсония

Новая редакция закрепила понятие монопсонии и монопсоническо низкой цены, которые и ранее на практике могли признаваться незаконными действиями.
Монопсоническое положение — доминирующее положение одного или нескольких субъектов-покупателя на рынке определенного товара.

Монопсоническая цена — цена, установленная таким субъектом-покупателем (субъектами-покупателями), которая позволяет ему получить дополнительный доход путем снижения затрат, и цена ниже суммы необходимых расходов и прибыли производителя.

Антимонопольные требования к закупкам товаров

Установлен перечень действий при закупках товаров (за исключением процедуры закупки из одного источника), которые могут рассматриваться как противоречащие антимонопольному законодательству:

— координация организатором (заказчиком) закупок деятельности участника;

— заключение соглашений между организатором, заказчиком или участником;

— предоставление участнику доступа к информации, если иное не установлено законодательством;

— создание преимущественных условий, если иное не установлено законодательством;

— участие организатора (заказчика) либо их работников в качестве участников проводимых закупок, и т.д.

Закупки товаров с нарушением указанных требований могут быть признаны судом недействительными (в том числе по иску антимонопольного органа). Признание процедуры недействительной влечет аннулирование договоров, заключенных по их результатам.

Правила экономической концентрации

Новая редакция дополнила случаи экономической концентрации, которые могут требовать согласия МАРТ. Теперь к ним также относятся:

— заключение договоров простого товарищества между конкурентами;

— приобретение в собственность, пользование или во владение основных средств и нематериальных активов компании, стоимостью свыше 20% балансовой стоимости активов.

МАРТ не будет согласовывать экономическую концентрацию, если балансовая стоимость активов субъектов антимонопольного контроля не превышает 200 000 базовых величин (ранее — 100 000 базовых величин), а выручка за прошлый год — 400 000 базовых величин (ранее — 200 000 базовых величин).

МАРТ вправе выносить предостережения

Новая редакция предоставила антимонопольному органу возможность направлять должностным лицам компаний и госорганов предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Такие предостережения могут выноситься МАРТ по своей инициативе в течение 10 рабочих дней, когда ему стало известно о планируемом поведении субъекта на основании его публичных заявлений или из иных источников.

Уточнен порядок установления факта наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства

Уточнен порядок установления факта наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства. МАРТ сможет делать это на основании информации из заявлений о нарушениях, сообщений СМИ и госорганов, а также доказательств, полученных в рамках осуществления своих полномочий.

В случае получения заявления о нарушении, оформленного в соответствии с установленными требованиями, МАРТ обязан его рассмотреть в течение 3 месяцев, если не истек трехгодичный срок со дня совершения нарушения. Трехмесячный срок может быть продлен, о чем заявитель извещается в течение 5 рабочих дней.

До принятия решения об установлении факта наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства МАРТ вправе выдать предупреждение, содержащее перечень действий, которые должен предпринять субъект в определенный срок. При выполнении всех условий предупреждения рассмотрение факта нарушения прекращается. Если же они не выполнены полностью или частично антимонопольный орган может принять решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения законодательства, которое может быть обжаловано в суде в течение 30 дней.

На основании решения в последующем выдается предписание, предусматривающее действия, которые надлежит совершить субъекту в установленный МАРТ срок.

В случае выявления вновь открывшихся обстоятельств антимонопольный орган может пересмотреть вынесенное им решение.