Приняты изменения в лицензировании отдельных видов деятельности
2 сентября 2019 г. внесены изменения в указ о лицензировании. Изменения затронули следующие виды деятельности.
Медицинская деятельность
Согласно указу, не требуется получение лицензии для оказания психологической помощи, СПА-услуг, а также всех видов диагностики.
Исключили требование о том, что руководителю организации, осуществляющей медицинскую деятельность, должна быть присвоена высшая или первая квалификационная категория: теперь это требование может «закрывать» заместитель руководителя.
Обязательное наличие квалификационной категории теперь не требуется:
- медсестрам по массажу (техникам-массажистам),
- зубным техникам.
Отменено требование о том, что в частных медицинских организациях все работники (в том числе со средним образованием), непосредственно осуществляющие медицинскую деятельность, должны обладать первой или высшей квалификационной категорией.
Кроме того, снизились требования к стажу медицинских работников.
Охранная деятельность
Разрешилась давняя проблема по организации работы персонала охраны. Теперь не требуется получение лицензии для охраны юридическим лицом своих работников и имущества. Ранее компании, прежде чем нанять охранника или установить средство или систему охраны, обязаны были получить лицензию и:
- обеспечить наличие системы контроля за несением службы работниками охраны и их профессиональную подготовку;
- подтвердить соответствие средств и систем охраны законодательным техническим требованиям и обеспечение их технического обслуживания.
Теперь для охраны компанией своих работников и имущества лицензия не требуется.
Другие сферы и виды деятельности, для которых более не требуется получать лицензию:
- перевозки пассажиров автомобилями-такси;
- диагностика, профилактика заболеваний и лечение сельскохозяйственных животных, животных-компаньонов, животных, используемых в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, служебных и лабораторных животных;
- деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;
- хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства;
- деятельность по хранению и приему в залог драгоценных металлов и камней;
- изготовление и ремонт (реставрация) продукции (изделий), ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней по индивидуальным заказам физических лиц;
- деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;
- торговля средствами противопожарной защиты,
- оптовая и розничная торговля мазутом и нефтебитумом,
- трансляция телевизионных программ и эфирная трансляция звуковых программ.
Иные изменения
Указом закрепляются принципы лицензирования. В частности, это принцип недопустимости приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки, а также принцип недопустимости взимания платы за осуществление лицензирования. Исключение — государственная пошлина (в размере, установленном законодательством) и расходы, связанные с проведением экспертизы.
Теперь нарушение законодательства о лицензировании не влечет автоматически прекращения лицензии. Раньше, если лицензиат допускал грубое нарушение законодательства или повторное нарушение в течение 12 месяцев со дня устранения первого нарушения, лицензирующий орган обязан был прекратить действие лицензии. Теперь же у него есть выбор: прекратить лицензию, приостановить её действие или вынести предписание об устранении нарушения в определенный срок.
С 1 июля 2020 года проверить, есть ли у субъекта бизнеса лицензия, можно будет через Единый реестр лицензий. Информация реестра будет доступна круглосуточно любому лицу на безвозмездной основе. Сегодня такие реестры существуют для отдельных видов лицензируемой деятельности (медицинской деятельности — в реестре на сайте Министерства здравоохранения, деятельности в области промышленной безопасности — в реестре лицензий на сайте Министерства по чрезвычайным ситуациям, реестр профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг — на сайте Министерства финансов и др.).
В связи с последними тенденциями информатизации предоставления государственных услуг, указом устанавливается, что взаимодействие лицензирующих органов, соискателей лицензий и лицензиатов должно осуществляться с максимальным использованием информационных технологий.
Изменения направлены на либерализацию законодательства о лицензировании. В частности, указом установлено, что лицензирование является последней мерой, когда государственные и общественные интересы, связанные с осуществлением лицензируемой деятельности, не могут быть защищены иным образом. Это положение поможет избежать излишнего регулирования и оптимизировать требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензий.