Сокращение сфер естественных монополий как шаг к развитию рыночной экономики

С 23 марта 2020 вступит в силу Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2019 года № 250-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях», которым внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З «О естественных монополиях» (далее — Закон).

Законом исключены некоторые услуги из сфер естественных монополий. Изменены нормы установления и изменения тарифов и введены публичные слушания при их установлении. Предусмотрены применение превентивных мер реагирования при выявлении нарушений.

 Исключение сфер естественных монополий в связи с потерей признаков естественной монополии.

Естественной монополией называют такое состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий невозможно или нецелесообразно из-за технологических особенностей производства и предоставления таких услуг. Поэтому центральным нововведением Закона стало исключение из сфер естественных монополий услуг почтовой связи и фиксированной телефонной связи. Изменение прежде всего связано с  естественным развитием отношений конкурентного рынка, новых технологий, что и привело к тому, что эти сферы потеряли признаки естественной монополии как на рынке в Республике Беларусь, так и на других товарных рынках. Например, проводная электросвязь уже давно конкурирует с мобильной связью, поэтому услуга фиксированной телефонной связи, как и услуги почты, являются сейчас конкурентными и даже наличие в них своих особенных инфраструктур уже не является признаком естественной монополии.

А вот вместо одной сферы естественной монополии по передаче и распределению электрической энергии появились три, более мелкие:

-услуги по передаче электрической энергии,

-услуги по распределению электрической энергии;

-услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Такая структура соответствует международной практике в рамках Евразийского экономического союза и необходима для формирования общего электроэнергетического рынка Союза.

Таким образом, в Республике Беларусь в статусе естественных монополий признаются  12 сфер, а именно:

аэронавигационные услуги;

услуги аэропортов;

услуги транспортных терминалов;

услуги железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные перевозки;

транспортировка газа по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по распределительным трубопроводам;

транспортировка нефти, нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по распределению электрической энергии;

услуги по передаче и (или) распределению тепловой энергии;

централизованное водоснабжение и водоотведение.

Контроль за деятельностью субъектов на данных рынках будет осуществляться в соответствии с нормами антимонопольного законодательства.

Отметим, что в Российской Федерации Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС) также был внесен в Госдуму законопроект о регулировании естественных государственных монополий.  ФАС предлагает сократить число естественных монополий с 14 до 8 сфер. Предполагается, что  сокращение затронет сферы портов, аэропортов, внутренних водных путей, ледовой проводки, захоронения радиоактивных отходов и, как и в Республике Беларусь, услуг почтовой связи. К слову, в Российской Федерации предлагается оставить в статусе естественных монополий только инфраструктурные сферы: передача нефти и нефтепродуктов, газа по трубопроводам, железнодорожные пути, вокзалы, услуги общедоступной электросвязи, передача электроэнергии, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение.

 

Публичность проведения ценовой политики.

Законом также впервые закреплены нормы, направленные на публичность проведения ценовой политики естественных монополий и их регулирования, а именно:

-нормы о применении практики публичных слушаний при установлении или изменении тарифов (то есть денежное выражение стоимости услуги), методологии и правил ее применения;

-обязанность субъектов естественных монополий осуществлять раздельный учет расходов (затрат), в том числе инвестиций, а также доходов и задействованных активов по видам услуг.

У субъектов естественных монополий появится больше обязанностей в отношении ценовой политики — они не смогут:

-устанавливать цену, отличную от фиксированной;

-применять цены ниже предельной цены (тарифа) в случае установления нижнего предела цены;
-применять цены, которые определены с нарушением методологии и правил ее определения.

У потребителей же, в целях информирования их о планируемом изменении цен (тарифов), изучения общественного мнения и получения предложений о планируемом изменении цен (тарифов), появится возможность влиять на регулирование цен на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, посредством публичных слушаний — общественного обсуждения проекта цен (тарифов) за услуги естественных монополистов. В таких слушаниях будут принимать участие потребители, отраслевые органы и субъекты естественных монополий. Однако, по инициативе МАРТ, областных исполкомов и Мингорисполкома в слушаниях вправе участвовать парламентарии, представители госорганов, профсоюзов, иные юридические лица.

 

Прозрачность деятельности субъектов естественных монополий.

Закон декларирует прозрачность деятельности субъектов естественных монополий. В частности, предусмотрена обязанность субъектов естественных монополий обеспечивать свободный и открытый доступ к информации о результатах своей деятельности, стоимости услуг, порядке их оказания путем размещения информации на своем официальном сайте и в иных источниках. Порядок размещения и объем информации также определяется МАРТ.

 

Превентивные меры реагирования.

В силу проведением государством последовательной политики либерализации действующего законодательства и внедрением практики применения превентивных мер в отношении нарушений требований и условий регулирующего законодательства, Законом предусмотрена возможность МАРТ примирения превентивных мер реагирования (при выявлении признаков нарушения Закона до принятия решения об установлении факта нарушения Закона) и выдавать субъектам естественных монополий, государственным органам и иным организациям, их должностным лицам предупреждение в целях оперативного устранения нарушений Закона. Деятельность МАРТ в этой сфере также будет носить публичный характер: на официальном сайте министерства будет размещаться информация о выявленных нарушениях законодательства о естественных монополиях, принятых мерах по их устранению, информация о проведении публичных слушаний.

 

Рассматривать заявления и жалобы по вопросам установления и применения регулируемых цен теперь смогут областные исполкомы и Мингорисполком. Они же проводят анализ формирования расходов (затрат) субъектов естественных монополий в рамках планирования и калькулирования данных расходов на оказание соответствующих услуг.

 

Документ опубликован и доступен по ссылке:

http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11900250&p1=1