Новое в налогообложении 2020: что изменилось и как мы будем платить

В начале года, как всегда, белорусские плательщики с нетерпением ожидают новостей, связанных с изменением налогового законодательства. Первая декада января 2020 года не стала исключением, более того она оказалась щедрой на количество значимых для налогообложения документов.

9 января 2020 г. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь был зарегистрирован, а 10 января 2020 г. опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении», которым внесены корректировки в действующее налоговое законодательство, а также установлены новые ставки некоторых налогов, акцизов, налоговых вычетов и не только. В этот же день стало известно о том, что Глава государства подписал еще один документ – Указ № 9 "О налогообложении", которым транзитная транспортировка по территории Беларуси нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами признана объектом налогообложения экологическим налогом. Более подробно об этих документах речь пойдет дальше.

Что принес Указ "О налогообложении" №503

Данным документом предусмотрено много важных изменений, на некоторых из них мы остановимся ниже, с полным же текстом указа можно ознакомиться на сайте Национального центра правовой информации Республики Беларусь здесь.

УСН

Изменены критерии для применения упрощенной системы налогообложения (п. 10 Указа 503)

 

Субъект

Валовая выручка

УСН+НДС,

бел.руб

УСН

бел.руб

УСН+НДС

бел.руб

УСН

бел.руб

Переход на УСН, бел.руб

2020

2020

2019

2019

2020–2021

Организации

2 046 668

1 404 286

1 949 208

1 337 415

1 538 843

ИП

441 000

441 000

420 000

420 000

330 750

Размер валовой выручки нарастающим итогом с начала 2020 года для ведения плательщиками, применяющими УСН, учета в книге учета доходов и расходов не должен превышать 744 900 белорусских рублей.

Налоговые ставки, вычеты, акцизы и т.п.

Измененные ставки акцизов, налоговые ставки и налоговые вычеты, размеры доходов, которые освобождены от подоходного налога указаны в Приложениях 1–10 (п. 1 Указа 503)

Иностранные организации и подоходный налог

Пунктом 4 Указа 503 установлено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физлиц не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в статье 180 НК, это – 180 дней и свыше непрерывно или в совокупности в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде для организаций, которые выполняют работы и/или оказывают услуги на территории Республики Беларусь, а также для строительных площадок, монтажных или сборочных объектов.

В том случае, если международным договором Республики Беларусь, определен более длительный период, то перечисление указанного налога в бюджет осуществляется не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек определенный таким международным договором период. При этом уточнено, что исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога осуществляются с даты начала деятельности иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, и по дату истечения соответствующего периода.

Налог на прибыль и форекскомпании

Указом установлено что, ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекскомпанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, составляет 25% (п. 4 Указа 03).

Топливо и затраты

В соответствии с пунктом 6 Указа в состав нормируемых включаются затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

НТП и земельный налог

Продлены (без ограничения срока) льготы по земельному налогу для научных организаций и научно-технологических парков. В частности пунктом 7 Указа предусмотрено что освобождаются от земельного налога у плательщиков-организаций: земельные участки научных организаций и научно-технологических парков; земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

НЕналоговая тайна

Пунктом 14 Указа, который вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, предусмотрены сведения, не признаваемые налоговой тайной. В том этом перечне находятся предоставляемые плательщику сведения в отношении самого себя; информация, предоставляемая посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы в отношении организаций и ИП: об уплачиваемых видах налогов, сборов/пошлин и применяемых особых режимах налогообложения; о среднесписочной численности работников; содержащиеся в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Помимо этого, не являются налоговой тайной сведения об уставном фонде /капитале организации, о нарушениях налогового и иного законодательства и мерах ответственности за эти нарушения, об учетном номере плательщика, в том числе о дате его присвоения и другие данные, речь о которых идет в п.14 Указа.

Важные разъяснения постановления Пленума Верховного Суда №6

10 января было опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19 декабря 2019 г. № 6 “О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений” (далее — Постановление Пленума № 6).

Важность Постановление Пленума № 6 сложно переоценить, так как именно им при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, следует руководствоваться белорусским судам. Помимо прочего, на что обращает внимание судов Верховный Суд Республики Беларусь, это то, что необходимо разграничивать налоговые отношения и имущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством и что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Решения в пользу плательщика

Если в ходе рассмотрения экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, будут установлены пробелы в правовом регулировании налоговых отношений, внутренние противоречия в актах налогового законодательства либо иные недостатки, создающие правовую неопределенность, решения должны приниматься в пользу плательщиков налогов, сборов (пошлин). В силу принципа презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин) бремя доказывания неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговых обязательств лежит на налоговых и иных уполномоченных органах, их должностных лицах, говорится в пункте 4 Постановления Пленума №6.

Подведоственные налоговые дела

Разъясняется, что судам подведомственны следующие экономические и гражданские дела, возникающие из налоговых правоотношений:

  • о признании недействительными полностью или частично решений налоговых, иных уполномоченных органов;
  • о признании незаконными (неправомерными) действий (бездействия) налоговых, иных уполномоченных органов, их должностных лиц;
  • об оспаривании исполнительного или иного документа, по которым взыскание производится в бесспорном порядке;
  • о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе за счет имущества плательщика (иного обязанного лица);
  • о возврате из бюджета сумм налогов, сборов (пошлин), пеней.

Также отмечается, что законодательными актами к компетенции судов могут быть отнесены и иные дела, возникающие из налоговых правоотношений.

Оспаривание решений налоговых органов

Необходимо обратить внимание на 11-ый пункт рассматриваемого документа, в нем идет речь об оспаривании решений налоговых и иных уполномоченных органов, а также об обжаловании действий/бездействий их должностных лиц. А именно, уточняется, что оспорить такие решения и обжаловать действия/бездействия могут любые лица, которые полагают, что нарушены их права или интересы, в частности, это могут быть: плательщики налогов, сборов (пошлин), собственники имущества, участники, руководители организаций, в том числе бывшие. Срок для обжалования в экономических судах решений налоговых и иных уполномоченных органов, а также обжалования действий/бездействия их должностных лиц установлен в один год.

Разъяснение 33 статьи Налогового кодекса

Судам следует проверять законность применения налоговыми и иными уполномоченными органами положений пунктов 4 и 5 статьи 33 НК, в соответствии с которыми возможны корректировки налоговой базы и суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога говорится в пункте 14 Постановления Пленума № 6. Тут же приводятся примеры доказательств, которые могут свидетельствовать о наличии оснований для соответствующих корректировок:

  • сокрытие объектов налогообложения, занижение налоговой базы;
  • завышение расходов, затрат, учитываемых при налогообложении;
  • завышение вычетов по налогу на добавленную стоимость, профессиональных налоговых вычетов;
  • отражение в бухгалтерском и (или) налоговом учете недостоверных сведений об участии контрагентов в хозяйственных операциях;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с уменьшением налоговой базы и (или) зачетом, возвратом суммы налогов, сборов;
  • отсутствие материальных и трудовых ресурсов (например, оборудования, складских помещений, транспортных средств, сырья, комплектующих, управленческого и технического персонала), экономически необходимых для совершения хозяйственной операции, отраженной в бухгалтерском и (или) налоговом учете.

При проверке оснований для корректировки налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога необходимо учитывать, что хозоперации отражаются в бухучете исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания — акцентирует внимание судов Верховный Суд Республики Беларусь.

Сроки взыскания

Налоговым кодексом установлен пятилетний срок со дня истечения срока уплаты налогов, сборов (пошлин) для предъявления требования организациям и ИП об их уплате (ст.61 НК). Верховный Суд Республики Беларусь отмечает, что данный срок является предельным и восстановлению не подлежит. Указанный пятилетний срок не применяется в случаях, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет и (или) организацией и ИП представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями или дополнениями.

С полным текстом Постановления Пленума № 6 можно ознакомится на сайте. Безусловно, данный документ станет одним из самых популярных в нынешнем году, к которому плательщики при необходимости могут возвращаться.

Указ "О налогообложении" № 9

Согласно размещенной на сайте Президента Республики Беларусь информации, для организаций, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов, установлена ставка налога на прибыль в размере 50%. Данная ставка, как поясняется на сайте Президента, устанавливается в целях формирования источника денежных средств для ликвидации возможных экологических последствий в случае аварии на магистральном нефтепроводе либо иных непредвиденных ситуаций, связанных с перемещением нефти и нефтепродуктов по территории Беларуси. Помимо этого, как отмечалось раньше, транзитная транспортировка по территории Беларуси нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами признана объектом налогообложения экологическим налогом. С текстом данного указа можно будет ознакомиться после его официального опубликования, а с информацией, размещенной на сайте Главы государства тут.